Светлана Владимировна Жужгова
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонетического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме.
Начинается эта работа на материале речевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже усвоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию
Публикация «Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонетического восприятия» размещена в разделах
слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развитием фонематического восприятия.
Сначала логопед предлагает ребенку послушать звуки за окном. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик) и т. д.
Затем предлагается ребенку послушать, какие звуки доносятся из соседней комнаты, кухни и т. д. Далее проводятся игры.
1. Ребенку предлагается закрыть глаза и посчитать (или повторить) сколько раз логопед хлопнул в ладоши, постучал по столу, позвенел колокольчиком, ударил в бубен.
2. Ребенку предлагают повернуться спиной к взрослому. В это время спрятать игрушку (в шкаф, за штору) и предлагают ему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
3. Посадить на стол двух игрушечных зайчиков – большого и маленького. Объяснить и показать, как играет на барабане большой заяц – громко, и как играет маленький – тихо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней воспроизводить то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Эту игру нужно разнообразить, заменив зайцев куклами, мишками и т. д.
4. Расставить на столе несколько предметов. Манипулируя с предметами (постучать ручкой о стакан, пошуршать бумагой, погреметь погремушкой, взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем закрыть ширмой, а ребенок отгадывает, что звенит или гремит.