Иванова Оксана
Развитие связной речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения.
В отечественной науке проблеме развития связной речи посвящено немало исследований (М. М. Алексеева, В. П. Глухов, Э. П. Короткова, И. Н. Лебедева, Е. А. Смирнова, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, В. И. Яшина и др.).
1. Теоретические основы развития связной речи в дошкольном детстве
Современная психология и психолингвистика (А. М. Богуш, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. О. Зимняя, А. А. Леонтьев) рассматривают понятие связной речи в двух аспектах - как процесс создания связного высказывания и как продукт речи.
Как отмечает О. С. Ушакова, связная речь – это речь, которая требует связности, целостности, которые связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленности, логики изложения, структурой, а также организацией языковых средств.
Согласно исследованиям Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Следствием связной речи является текст - словесно выраженный продукт речевой - мыслительной деятельности человека, которому свойственна завершенность, структурная целостность, определенная целеустремленность и прагматическая установка.
На основе анализа лингвистических исследований И. Р. Гальперина и А. А. Леонтьева следует выделить следующие признаки текста: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, последовательность.
По определению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной - связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речи и понятна только при учете той ситуации, о которой говорится.
Свойства контекстности и ситуативности также оказываются в детских диалогах. Способность последовательно связывать отдельные высказывания между собой становятся основой для появления связной речи, которое еще называют пояснительной формой речи. К ее возникновению подводит развитие общения дошкольника с взрослыми и со сверстниками.
Ситуативно-деловое общение со сверстниками побуждает к согласованию действий детей в процессе обсуждения, объяснения друг другу своих желаний, стремлений. Еще больше требует этого внеситуативно-деловая форма общения, которая в 7 лет не успевает сформироваться у всех детей.
Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь достигает до 4000 слов, эти слова легко включаются речь, ребенок может строить сложные грамматические конструкции. Возникает частое употребление простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы старшие дошкольники отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце и помощи взрослого.
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляется процесс дифференциации и интеграции речи в системе познавательных функций. Речь становится отдельным и регулируемым интеллектуальным процессом, свидетельством чего является формирование самоценной речевой деятельности, прямо не связанной с практическими действиями. Ребенок включается в беседы на внеситуативные темы (например, широкого познавательного содержания; относительно моральных качеств, оценки поступков героев сказок или рассказов, самостоятельно составляет рассказы, сказки, стишки. Такой уровень речи требует специальной работы взрослого по развитию связной речи. Таким образом, теоретический анализ позволил сделать выводы об особенностях развития речи в дошкольном возрасте :
- Происходит усвоение всех сторон речи, формируются ее новые формы и совершенствуются функции речи;
- Ребенок полностью овладевает фонемным составом речи, правильно слышит и произносит звуки;
- Активно расширяется лексика ребенка при опоре на ее чувственный и практический опыт;
- Усвоение грамматики заключается в овладении парадигмой форм существительных и глаголов, опирается на выделение морфемного состава слова;
- Развивается познавательное отношение к языку (ребенок познает законы родного языка в процессе словесного экспериментирования);
- Формируются новые формы речи - контекстная и объяснительная, составляющие основу связной речи ребенка;
- Развивается регулирующая (сознательное выполнение инструкций взрослого, появление самоинструкций) планирующая (опережает практическое действие) функции речи;
- Речь интегрируется и дифференцируется с другими интеллектуальными процессами.
Становление связной речи является актуальной задачей на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
Исследования Т. Н. Дороновой, Е. А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавая речь и ее строение, возможно только в процессе серьезной работы, создавая определенные условия обучения.
Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Осуществляется она в двух формах – диалоге и монологе.
О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.
По мнению А. Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций. Он осуществляется в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей.
Монологическая речь - это связное и логически-последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Она имеет более сложное строение и выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монологическое высказывание более развернуто и содержит более полную формулировку информации. В монологе важна внутренняя подготовка, обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
По мнению лингвистов и психологов, монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речи, направленную на передачу информации. А. А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи. Поэтому особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.
К основным свойствам монологической речи относятся :
- односторонний и непрерывный характер высказывания;
- произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя;
- ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
По сравнению с диалогической речью, монолог более контекстен и излагается, как правило, в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций.
Детям нелегко найти нужные слова для выражения своих мыслей и нелегко изложить мнение последовательно. Но именно в этом возрасте становится полностью возможным обучение ясно и связно передавать представление жизненного опыта, переводить восприятие текста, рассказывать по иллюстрациям. Поэтому воспитатель должен научить детей вводить в связь высказывания разнообразные синтаксические конструкции, образные слова и выражения.
В посвященных развитию речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, О. И. Соловьевой и других ученых отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на практических занятиях. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.
Чтобы связно рассказать о чем-либо, надо отчетливо представлять себе объект рассказа уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наилучшим средством для развития этих способностей является картина. В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому педагогам необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.