Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками (1 фото)

Ирина Федорова
Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками
▼ Скачать + Заказать документы

Речевые игры – это увлекательный и естественный способ развития речи у детей. В речевых играх формируются важные речевые и коммуникативные навыки, интенсивно расширяется словарь, развивается речевой слух. Умение рассказывать особенно хорошо развивается в играх с опорой на наглядный материал.

Публикация «Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками» размещена в разделах

Речевые кубики, которые являются таким наглядным материалом удачно и просто сочетают в себе игру, речь и общение и, кроме того, имеют богатую содержательную основу. Речевые кубики бывают различные, есть авторские, изготовленные самими педагогами. они достаточно часто используются в работе педагога и направлены на решение различных задач.

Я хочу представить вашему вниманию «Речевые кубики», выпущенные Издательством «Национальное образование». Они представляют собой готовое дидактическое пособие. Их можно приобрести как отдельно, так и в составе набора «Речь: плюс».

Главная задача «Речевых кубиков» в том, чтобы ребенок заговорил, и заговорил легко, выразительно, грамотно и с удовольствием.

Качественный диалог, грамотное рассказывание – это вершина речевого развития ребенка.

Но чтобы добраться до вершины, должна сформироваться база. Что же в данном случае будет являться базой - активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность высказывания и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены эти возможности.

С кубиками можно играть в самые разные игры : подбирать синонимы и антонимы, придумывать рифмы, поизносить одни и те же слова с различной интонацией, «по - марсиански», как робот и т. д., составлять короткие рассказы и длинные удивительные истории.

В руках педагогов кубики раскроют свой функционал с разных сторон и «заговорят» по-разному. Ведь если педагог заинтересовался сам, то он сможет увлечь детей. И так будут появляться различные варианты игр, а это уже творчество.

Родители также могут использовать кубики в играх с детьми.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка : словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (как диалог, так и монолог).

Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития ребенка. С кубиками можно работать сидя за столом или на ковре, их можно вытаскивать из мешочка, перебрасывать друг другу, выкладывать на столе и пр.

В работе с кубиками решается широкий диапазон задач по развитию речи :

• расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

развитие умения составлять словосочетания, предложения, высказывания, согласование слов в предложении (в роде, числе, употребление пространственных предлогов;

развитие интонационной выразительности;

• формирование представления о структуре связного высказывания, умения составлять собственные истории, рассказы, сказки, т. е. формирование творческого рассказывания;

развитие коммуникативных умений, формирвание активной коммуникативной позиции.

Рассмотрим подробнее «Речевые кубики».

В наборе 10 кубиков четырёх цветов : красные, синие, зеленые и оранжевые.

На гранях кубиков условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

Смысловая направленность (7 кубиков)

Красные кубики :

• семья (возраст и пол)

• профессии

• персонажи из незнакомого мира

Синие кубики :

• место действия

• время суток и погода

Зеленые кубики :

• волшебные предметы

• транспорт

Речевая направленность

Кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия).

Оранжевые кубики обозначают

• эмоции

• выразительность речи

• пространственные предлоги

Цвет кубиков может задавать разную направленность в зависимости от поставленных задач.

Например, в связной речи цвета структурно организуют высказывание:

Красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

Грамматика. Цвета кубиков используются для составления предложений:

Красные кубики – КТО?

Зеленые – ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Синие – КОГДА и ГДЕ?

Оранжевые – КАК?

Давайте познакомимся более подробно.

Красные кубики обозначают персонажей (Кто). Это главные действующие лица.

Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо волшебные предметы, которые действуют иным способом.

Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «Где?» и «Когда?», а также на вопрос «Что?».

Оранжевые кубики особенные. Они призваны придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

Персонажи КРАСНОГО КУБИКА «Семья» легко совмещаются со всеми кубиками. Персонажи имеют разный возраст, характер, привычки. У них могут быть имена. Они могут объяснять друг другу правила поведения, рассказывать о своих чувствах, мирить поссорившихся героев, договариваться.

Кубик «Профессии». Персонажи могут многое рассказать о своей работе, о том, какую пользу они приносят, познакомить со своими рабочими инструментами. Они могут рассказывать о великих представителях своей профессии, раскрывать секреты своего мастерства.

Игра «Кто что делает». «Что делает учитель, художник и т. д.»

Желательно не составлять небылицы с кубиком «Профессии» пока у детей не сформировались образы профессий.

Кубик «Незнакомцы». Его представители не такие как мы. Они могут многое рассказать о далеких незнакомых местах и существах. В свою очередь, они очень любопытны и готовы узнавать о нас и нашей жизни во всех подробностях.

Иноплатенятин

Птеродактиль

Пещерный человек

Робот

Русалка

Крот

СИНИЕ КУБИКИ

Кубик «Время суток и погода».

Изображено 6 пиктограмм:

Солнце, луна, радуга, снег, дождь, гроза.

Отвечают на вопросы: Что? Что делает? Какое?

При работе с одним синим кубиком можно добавлять подвижно-речевые игры.

Игра «Посмотри на небо! Что ты видишь?»

Солнце – поднять руки вверх, луна – все спят, радуга – все прыгают, гроза – все приседают.

Игра «Что наденем!»

Солнце- все хором кричат: «Панамку»,

Луна – «Пижамку». Или придумывают свои обозначения.

Кубик «Место действия», 6 пиктограмм.

Лес, Город, Море, Горы, Деревня, Северный полюс.

Подвижно - речевая игра «Кто здесь живет?». Дети заранее распределяются на Людей, Зверей, Птиц, Рыб. Далее все приседают, а когда выпадет их место обитания – встают либо изображают свой персонаж.

ЗЕЛЕНЫЕ КУБИКИ

Кубик «Волшебные предметы»

Шапка-невидимка

Волшебная палочка

Сапоги-скороходы

Чудесный горшочек

Золотая рыбка

Магическая книга

Кубик «Транспорт»

Машина, Пароход, Самолёт, Паровоз, Автобус, Ракета.

Вопросы: «Что? Что делает? Из каких деталей состоит?» Подвижно-речевая игра «Ездит, плавает, летает»

Дети перебрасывают друг другу кубик, по выпавшей грани говорит (или изображает) «ездит», «плавает» или «летает» этот вид транспорта.

ОРАНЖЕВЫЕ КУБИКИ

Кубик «Пространственные предлоги» 6 пиктограмм. Все схемы сначала обсуждаются со взрослым и закрепляются. Чтобы убедиться, что ребенок точно понял и запомнил значения пиктограмм, можно предложить игру «Объясни колобку, что означает эта схема или покажи на примере».

Кубик «Выразительность речи»

6 пиктограмм: восклицание, вопрос, повествование, громкость звука или беззвучие (например, сказать слово или фразу только губами, высота звука (высокий звук «как птичка» или низкий «как медведь», скорость речи.

На первых занятиях детей знакомят только с двумя контрастными значениями пиктограмм. Затем постепенно вводят другие пиктограммы.

Кубик «Эмоции»

Улыбается, грустит, сердится, удивляется, плачет, смеется (радуется).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С КУБИКАМИ

Работать с кубиками можно с 4 лет. Для детей данного возраста это самые легкие задания и далее идет постепенное усложнение до длинных историй и выразительной речи.

Знакомство с кубиками.

Для знакомства с кубиками необходимо провести как минимум одно занятие-знакомство.

Начинать следует с одного-двух кубиков и дальше переходить к работе с тремя и более кубиками. В этом случае педагог поначалу выдает детям только отобранные кубики.

Упражнения с одним кубиком

Назови, кто изображен на кубике

Назови одним словом. Продолжи ряд (обобщения, классификация)

Подбери слова-признаки (Бабушка какая)

Задай вопрос про персонажа.

Чему радуется мама?

Что читает дедушка? Что приготовила бабушка? Что починил папа?

Что делает персонаж (глаголы)

Скажи наоборот (день-ночь, старый-молодой)

Назови, что есть у этого персонажа

Угадай, о ком я говорю.

Загадай персонажа или предмет

1 вариант. Взрослый описывает предмет, ребенок угадывает

2 вариант. Бросаем кубик ребенку. Или ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки. Не показывая никому картинку, он рассказывает о предмете или персонаже, Задача всех отгадать, что изображено на кубике. (например о «волшебной палочке»)

3 вариант. Дети задают наводящие вопросы, а ребенок у которого кубик отвечает.

Изобрази персонажа или предмет.

Расскажи о себе от имени какого - либо персонажа (профессии, незнакомцы)

Подбери слово (признаки, предметы)

Художник какой? Веселый, талантливый, молодой….

Подбери кубик Строгий кто? Папа, капитан….

Кто может быть еще строгий?

Спрячь сюрприз для сказочного персонажа и покажи это на кубике-схеме.

Расположи предмет так же, как шарик на пиктограмме.

Назови, где находится предмет или персонаж. (например, колобок)

Продолжи предложение

Каждый ребенок по очереди добавляет свое слово в предложение и передает кубик по кругу.

«Художник рисует» - «Художник рисует картину» - «Художник рисует красивую картину»и т. д.

Произнеси заданную фразу как сказочный персонаж.

«Привет!» как робот, как русалка, золотая рыбка и т. д.

Скажи фразу с разными эмоциями. (оранжевые кубики)

«Я работаю воспитателем» весело, грустно, смеясь и. д.

С двумя кубиками

Продолжи предложение (оранжевые) перебрасываем кубик

«Я радуюсь, когда….»

Мама взяла зонтик, потому что….

Продолжи предложение (с 1-2 кубиками)

Повар приготовил….

Машина едет….

Ракета полетела…

Золотая рыбка….

Где сказочный предмет? (зеленые + оранжевые кубики)

Придумать любое, в том числе сказочное место, куда его можно поместить

Шапка невидимка на …. голове, в… шкафу,

под …. Стулом.

«Красные кубики» + «Эмоции»

По выпавшим граням кубиков задается вопрос : «Что огорчило маму?», Чему обрадовалась мама?

Ребенок, у которого в руках кубик задает вопрос, а другой отвечает. Затем кубик перебрасывается тому игроку, который ответил на вопрос.

ДИАЛОГ

Красные, синие и зеленые кубики

Попроси или дай задание.

Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает: «Привет, ты кто?» ребенок отвечает «Я – робот». Взрослый просит: «Робот, помаши, пожалуйста, мне рукой». Робот выполняет просьбу, а потом бросает кубик другому ребенку и также вежливо просит его персонажа что-то сделать.

Кубик «Место действия»

Взрослый бросает кубик ребенку и спрашивает: «Лена, ты где?»

«Я на северном полюсе».

«Что ты там делаешь?»

«Убегаю от белого медведя

РАССКАЗЫВАНИЕ с 3 и более кубиками

Задание другу (работа в паре)

Ребенок составляет для друга цепочку кубиков. Друг составляет по ней фразу.

Можно подкладывать по одному кубику.

А можно задать последовательность: например, красный-зеленый-синий

Очень длинное предложение

Первый игрок выбирает кубик, кладет его нужной гранью вверх и называет слово. Следующий игрок берет другой кубик, кладет рядом с первым и придумывает словосочетание из двух слов. Выигрывает тот, кто подберет последнее слово в цепочке. Можно ставить кубики в любое место цепочки.

Очень длинная история

1. Кубики выбираются игроками.

2. Кубики вынимаются из мешочка

3. Кубики выбрасываются игроками.

Первый игрок кладет кубик нужной гранью вверх и составляет фразу по изображению на кубике.

Следующий игрок берет другой кубик, кладет рядом с первым и составляет следующую фразу, которая по смыслу соотносится с первой. И так – пока не закончатся кубики.

Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 00:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников в играх с речевыми кубиками» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Федорова (УИ 276020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД