Папки-передвижки

Развитие тонкой моторики

валентина максимова
Развитие тонкой моторики

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. В своей работе «Лекции по психологии» Л. С. Выготский отмечает, что в широком смысле слова тонкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком значении, под тонкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1]. По мнению ученых, эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство специалистов, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. 85 Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые Й. Цуцуми, Н. Токудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста разрабатывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. Изучением развития тонкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др. В исследованиях последних лет описаны приемы работы по развитию тонкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. В частности в работах С. Афонькина, Л. В. Кобзарь, Г. В. Кушнир, А. Л. Сиротюк и др. подтверждается тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. По мнению В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них «идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [3, с. 16]. В дошкольном возрасте, который имеет важнейшее значение для полноценного сенсомоторного развития детей, происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопление разнообразных представлений об окружающем мире. Через мелкую моторику развивается мышление, внимание, память, речь, воображение детей [2]. Как отмечает, В. А. Сухомлинский уровень развития тонкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития тонкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц [3]. Дети с плохо развитой тонкой моторикой рук, как правило, неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма. Е. Щеповских считает, что тонкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптикопространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков тонкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий [5]. Исследователь С. А. Рогова выделяет несколько уровней развития тонкой моторики у детей. Высокий уровень развития тонкой моторики, по ее мнению, характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития тонкой моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне 86 утомления. Низкий уровень развития тонкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [4]. Как показал анализ литературы, проблема развития тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста является достаточно разработанной. Исследователи уделяют внимание тому факту, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на психические процессы, в том числе мышление и речь. Поэтому активно исследуется влияние тонкой моторики на развитие детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. Кроме того, от уровня развития тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника – ребенок с развитой тонкой моторикой рук чувствует себя состоятельным как в самообслуживании (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, так и в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка). На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что развитость тонкой моторики оказывает влияние на все психические процессы, в том числе мышление и речь. От развитости тонкой моторики зависит качество жизни дошкольника. Ребенок с развитой тонкой моторикой ощущает себя более уверенно в различных видах деятельности (самообслуживание, конструирование, рисование, лепка, письмо). Кроме того, уровень развития тонкой моторики является одним из показателей готовности к школьному обучению.

Публикация «Развитие тонкой моторики» размещена в разделах

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой тонкой моторики рук» Развитие мелкой (тонкой) моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу.

Презентация «Развитие мелкой моторики» Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами.

Видео «Развитие мелкой моторики» Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже.

Развитие мелкой моторики рук у детей 5–7 лет Развитие мелкой моторики рук у детей 5 - 7 лет. На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у малышей Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Сухомлинский. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Развитие моторики детей 3 лет ЧТО ВКЛЮЧАЕТ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ 1. Хватательные движения: Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной.

Развитие тонкой моторики рук для детей с тяжелым дефектом Развитие функции рук тесно связанно с общей моторикой и дальнейшей социализацией ребенка. Что имеет огромное значение для дальнейшей жизни.

Презентация «Развитие тонкой моторики у детей средствами физкультурных упражнений и игр» Развитие тонкой моторики у детей средствами физкультурных упражнений и игр Подготовила старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №42» ИГОСК.

Влияние на развитие мелкой моторики на дальнейшее развитие речи у детей 2–3 лет находящихся в социальных учреждения ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (2-3 ГОДА) Статья посвящена воздействию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 20:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД