Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации

Юлия Сержантова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ

Автор:

Сержантова Юлия Борисовна,

старший воспитатель

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации» размещена в разделах

Одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей - это творчество, его формирование и развитие. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перевода от воспроизводящей действительности к творческой. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте развитие творческих способностей происходит очень интенсивно. При этом старший дошкольник осознает все свои действия, и направленность у него идет на результат, хотя и сам процесс создания его очень интересует. Старший дошкольник охотно соглашается на любые роли и играет их согласно общественным отношениям в мире взрослых.

В практике работы детских садов все еще сильна позиция невмешательства в детское изобразительное творчество. Такая позиция взрослых недопустима, поскольку только под руководством взрослого развиваются творческие способности детей.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, поролон, бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.

Именно поэтому одним из направлений работы нашего учреждения является «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации».

Актуальность темы данного исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриа -

льном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Современному обществу необходимы люди, способные активно, творчески подходить к решению различных задач, без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48) [6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) записано, что «Образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей» [13].

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и нетрадиционной аппликацией.

Таким образом, нетрадиционная аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческого мышления и воображения, пространственного восприятия. Ведь если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Цель данной работы – развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации.

Задачи:

1. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить их с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации, адекватными периоду дошкольного детства.

2. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами аппликации.

3. Обучать способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

4. Помочь детям овладеть нетрадиционными техниками аппликации как средством развития их творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

5. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.

6. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.

7. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

8. Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.

9. Организовать взаимодействие с родителями по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной аппликации.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Одним из средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность.

Аппликация является одним из интереснейших и увлекательных занятий, позволяющих внести в повседневный быт элемент выдумки и праздника.

Техника аппликации заключается в наклеивании или пришивании кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных материалов на бумажный, тканевый или иной фон. Этот вид рукоделия известен с древних времен.

Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.

В настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

Из этого вытекает гипотеза: развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста способствует проведение занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занятий в нетрадиционной аппликационной технике.

2) Изучение содержания и специфики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике аппликации.

3) Изучение особенностей методики организации и проведения интегрированных занятий по нетрадиционной аппликации.

4) Разработка и апробирование занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в технике нетрадиционной аппликации.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность, развитие творческих способностей.

Предметом исследования являются занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в технике нетрадиционной аппликации.

Воспитателю важно знать, насколько эффективно проводится работа по изобразительной деятельности. С этой целью воспитатели анализируют каждое занятие, выявляют трудности, которые встретились у дошкольников, кто из них с заданием не справился. Оценивают не только уровень овладения детьми техническими навыками и умениями, но и проявление самостоятельности, оригинальности, творчества в работах дошкольников. Для этого были подобраны диагностические задания с учетом возраста детей.

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, чтобы определить уровень развития творчества детей, проводится контрольное обследование 2 раза в год: в начале и в конце учебного года, что позволяет оценить динамику развития ребенка, планировать дальнейшую работу с учетом дополнительных индивидуальных занятий для формирования необходимых знаний, умений и навыков, для развития творческих способностей детей.

Педагогическую диагностику воспитатели осуществляют с использованием метода педагогического наблюдения, критериальных диагностических методик, опираясь на промежуточные результаты освоения программы.

На основе полученных данных делают выводы, строят стратегию работы, выявляют сильные и слабые стороны, разрабатывают технологию достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Таким образом, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей старшего дошкольного возраста помогает в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.

Чтобы достичь поставленной цели, педагоги изучили дополнительную литературу по данной теме, разработали перспективный план работы, предусмотрели наличие необходимых материалов.

Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста применяются такие техники нетрадиционной аппликации, как:

• Обрывная аппликация.

• Модульное оригами.

• Накладная аппликация.

• Модульная аппликация (мозаика).

• Симметричная аппликация.

• Ленточная аппликация.

• Силуэтная аппликация.

Аппликация из крупы.

Аппликация из засушенных растений.

Аппликация из соломы.

Аппликация из ткани.

Аппликация из песка или соли.

В нетрадиционной аппликации педагоги используют самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, соломку, мех, перья, скорлупу, песок, ракушки, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы, а также различные виды круп.

Работа над нетрадиционной аппликацией выполняется в определённой последовательности, о которой педагоги напоминают детям и стараются обязательно её соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

При организации работы педагоги стараются соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и

игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года - на прогулке, на участке.

Тематика аппликации посвящена знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям; является интересной для детей, познавательной.

Непосредственно образовательная и совместная виды деятельности проводятся в игровой форме, в форме путешествия, с элементами занимательности. Создаются проблемные ситуации для поиска творческих решений при работе над аппликацией.

Поощряются проявления творческого мышления и воображения дошкольников (беглость, оригинальность, гибкость). Прежде чем начать работать с материалом, проводятся наблюдения, опыты, в процессе которых дети устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять.

Педагоги учат дошкольников развивать задуманную тему и воплощать её в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараются сначала заинтересовать детей, для этого показывают методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, воспитанники изготовляют работы самостоятельно. Затем закрепляют с воспитанниками правила работы кисточкой, клеем, ножницами. Используют игровые приёмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение; фантазируют вместе с детьми: «голубой вагон бежит, качается…» Большую радость доставляет детям оживление их работы: зайка прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно, бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступила весна. В такой обстановке воспитанники раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу.

Наибольший интерес вызывают у старших дошкольников занятия по следующим темам: «Подарок маме», «Снежинки», «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Аквариум», «Мир сказок». Много фантазии проявляют дети в процессе выполнения аппликаций на тему : «Букет сирени», «Веточка вербы», «Мимоза», «Строю дом многоэтажный». Дошкольники с большим удовольствием готовят к праздникам подарки, поделки, сувениры с применением нетрадиционной техники аппликации. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.

Для детей является значимой потребность общения со взрослыми. Они стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, педагоги используют поддержку и доброжелательность.

При анализе детских работ педагоги обращают внимание на оригинальность, новизну цветового решения, выражения образа, качество выполнения техники. Используют самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

Воспитанники нашего учреждения ежегодно участвуют в выставках: «Зимние фантазии», «Мастерская Дедушки Мороза», «Чудеса из бумаги», «Мир сказок»; вместе с родителями участвуют в различных творческих конкурсах, как детского сада, так и на муниципальном и региональном уровнях.

Немаловажным значением для развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является то, как осуществляется процесс их воспитания, как организовано пространство, в котором они растут и совершенствуются, в каком окружении они находятся - разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

Среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, к продуктивной художественно-творческой деятельности, совместно с родителями в группах были созданы для воспитанников благоприятные условия - «Центр творчества»

В группе организованы места для демонстрации детских работ, имеется качественный изобразительный материал для практических занятий с детьми, материал для знакомства с различными видами изобразительного искусства; проводится регулярное оформление выставок детского изобразительного творчества.

Таким образом, в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

Воспитание и развитие дошкольников осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.

Чтобы активизировать внимание родителей к педагогическому процессу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации, на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах педагоги рассказывают о работе, которая проводится в этой связи в группах.

Для родителей были проведены такие консультации, как: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми»; даны рекомендации по развитию творческих способностей старших дошкольников при работе с нестандартными материалами», по созданию и организации уголка детского творчества дома; оформлены папки-передвижки: «Аппликация», «Нетрадиционная аппликация в детском саду», «Объемная аппликация»; подготовлены сообщения на родительских собраниях: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста», «Домашняя мастерская»; организованы семинары – практикумы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами использования нетрадиционных техник аппликации», «Аппликация из разноцветных ниток».

Для родителей были организованы открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционной аппликации. Привлекались родители к участию в образовательной деятельности, в выставках совместных поделок, конкурсах. Родители с большим удовольствием принимали участие в проектах: «Чудеса из бумаги», «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста», «Мир аппликации» и другие.

Значение нетрадиционной аппликации как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплощать оригинальный замысел в аппликации с помощью нетрадиционных аппликационных техник. Главное при работе над нетрадиционной аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

В процессе проделанной работы воспитанники овладели различными нетрадиционными техниками аппликации, у них обогатились знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысился уровень развития по художественному творчеству, сформировалась учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Они приобрели навыки совместного творчества – способность объединяться для общего дела, договариваться, действовать согласованно. Дошкольники овладели нетрадиционными материалами и техниками аппликации, что способствовало развитию творческого мышления и воображения, а значит, и развитию творческих способностей старших дошкольников.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширила возможности ребенка, развила чувства цвета, пропорции, гармонии, композиции, пространство воображения, образное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук и тактильного восприятия, пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительные навыки и умения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у дошкольников улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амуленко И. А. Аппликация. Новые идеи. - М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010-208 с. : цв. вкл. -16 с.

2. Богатеева З. А. «Занятия аппликацией в детском саду».- М. : Просвещение, 1988. - 224 с.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. : 2003, - 344 с.

4. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М. : Просвещение, 2002.

6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.

7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2002. — 144 с. : ил. — ( Детский сад: день за днем) — ISBN 5-9285-0131-5.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста1)Кляксография обычная.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Обоснование актуальности и перспектива.

План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Презентация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования» «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то,.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребе6нка,.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования Развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 22:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД