Папки-передвижки

Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования-кляксографии

Татьяна Павунко
Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования-кляксографии

Введение.

В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Кляксографией», как средством развития интереса дошкольников к изобразительному искусству.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования-кляксографии» размещена в разделах

Задачи: - познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Кляксографией»;

- повысить уровень мастерства педагогов;

- познакомить со способами создания «Кляксографии»;

Актуальность.

Все дети любят рисовать. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок появляется на свет с врожденными творческими способностями. Но, как правило, они находятся в скрытом состоянии. Творческими людьми вырастают дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам, взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисование – большая и серьзная работа для ребнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, а именно «кляксографии».

Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения, это одна из нетрадиционных техник рисования. В нашей группе она вызвала небывалый интерес. Чем? Вы встречали детей, которые не любят разбрызгивать и размазывать грязь? Для детей это невероятное удовольствие. Кляксография позволяет использовать эту особенность детей в целях творческого развития. Герой рисунка – клякса. Капли краски, падая на лист, преобретают свои очертания. Кляксография – это способ творческого самовыражения, это всегда полет фантазии и неожиданные решения, это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причём не только интересно, но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях.

Трудности при применении «кляксографии» могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, так как группа разновозрастная;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Художественное творчество с применением «кляксографии» способствует развитию у ребёнка :

- Мелкой моторики пальцев рук;

-Тактильного восприятия, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Координации;

- Сенсорного восприятия, глазомера;

- Логического воображения;

- Самовыражения;

-Волевых качеств (усидчивости, внимания, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);

- Художественных способностей и эстетического вкуса;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги;

- Наблюдательности и эстетической отзывчивости;

-Формированию добрых чувств к близким, возможность выразить эти чувства;

-Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

- Развивает интеллектуальные способности детей, память;

- Учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать;

-Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.

- Воспитывает аккуратность;

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Необходимые инструменты и материалы:

• Художественная кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.

• Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.

• Картон или лист белой бумаги.

• Емкость с водой.

• Ватные палочки.

• Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

• Коктельные трубочки.

• Пипетка.

• Ниточка.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

1 – Обычная.

Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой или пипеткой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются красками, фломастерами, карандашами.

2 – С трубочкой.

Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой или пипеткой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

3 – С ниточкой.

Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Предлагаю рассмотреть 2 способа создания рисунка.

Первый способ

Набираем краску на кисть, начинаем разбрызгивать ее, слегка ударяя кисть о палец или руку. Можно просто встряхивать кисточкой. На листе появится множество мелких и средних капелек.

Можно добавить крупные капли, используя кисть или пипетку.

Этот способ навевает мысли о воде или о небе. Вот планеты; нет — это необычные звезды; да нет же — это медуза или все-таки кораблик.

Второй способ

Котик Кит

Второй способ аналогичен первому, но лист смачиваем водой. Дозируем количество клякс. Их должно быть меньше, иначе они сольются в одну большущую кляксу. Форму кляксы можно доработать, добавив деталей: точки, линии, кружки.

Вывод.

Преимущества данной техники в том, что фантазия ребенка ничем не ограничена. А вы можете узнать о нём много интересного и нового. На первом занятии возможно малышу нужно будет помочь: найти в кляксе образ. Потом ваше чадо увлечется, а у вас появится немного свободного времени. Обязательно в конце занятия провожу с детьми мини-выставку, где они демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Всегда применяемый мной метод поощрения создаёт ситуацию успеха у детей и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Три года я занимаюсь с детьми кляксографией. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В ходе занятий я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Для занятий я стараюсь приготовить красивые рисунки, фотографии, окунающие детей в разнообразие и волшебство клякс.

По содержательной направленности детских работ я условно разделила детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей, вторые - свои желания, мечты и грезы. На основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обретают уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начинают чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования «кляксография» позволяет избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Творческий проект в младшей группе «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей».

«Волшебные ладошки» — Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Автор — Огаркова Н. А. Воспитатель.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». … Это правда! Ну чего.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования» «Истоки способностей и дарования.

Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования Здравствуйте, меня зовут Ломтева Н. Н., я работаю в МБДОУ детском саду д. Ясенцы, воспитатель средней группы. Представляю презентацию практических.

Проект «Цветные ладошки». Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей 3–7 лет Работу выполнил: Безуспарец Т. В. воспитатель I квалификационной категории Содержание: Актуальность Паспорт проекта Календарный.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Введение «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые.

Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 Тема инновационной программы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования-кляксографии
Опубликовано: 21 января 2017 в 22:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД