Светлана Ровенец
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники «изонить»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первичные основы в познании ценностей окружающего мира. Мир детства зависим от взрослых, которые являясь примером для подражания, обязан донести до подрастающего поколения то лучшее, что было сотворено нашими предками. Конвенция о правах ребенка провозгласила право ребенка на сохранение своей индивидуальности, на обеспечение развития личности, ее талантов и способностей. Одной из задач ДОУ является вовлечение воспитанников в художественно - творческую деятельность, которое благотворно влияет на художественно - творческое развитие ребенка с учетом его дарований.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники „изонить“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изонить. Техника нитяной графики
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Идея творчества глубинно связана с идеей культуры. Эта идея решается и через приобщение к миру прекрасного.
Развитие творческого воображения играет важную роль в деятельности человека. Для того чтобы воображение достигло у взрослого человека достаточно высокой степени, необходимо его формирование уже в дошкольном возрасте. Благодаря возможности опережать собственные действия, воображение, включаясь в развитие ребенка, качественно преобразует его восприятие, память, мышление, интеллект и эмоции. Развиваясь в художественной деятельности ребенка, воображение проявляет себя впоследствии. Ребёнок безотчётно предпочитает рисование и игру другим видам деятельности потому, что особенность его потребностей ведёт к развитию творческого воображения.
В детском изобразительном творчестве надо особо выделить развитие главных компонентов творческого воображения : способность создавать замысел и строить образ. Особое свойство творческого воображения состоит в направленности образов в будущее.
В последнее время исследователи обращаются к изучению различных проблем руководства детским изобразительным творчеством, находя различные пути гуманизации этого процесса. Одним из них называют развитие воображения для более выразительного отражения ребёнком окружающего.
Такие педагоги, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, А. В. Компанцева и другие говорят о необходимости пересмотра проблемы развития творчества детей в рисовании с современных позиций. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец и другие) показали, что так называемые высшие человеческие функции (творческое воображение, произвольное внимание, логическое мышление и другие) осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия, специально организованной деятельности.
Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание, тесно связанное с эстетическим воспитанием ребёнка. Знакомство с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события, природа) формируют познавательную деятельность. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребёнок узнает некоторые эталоны отношений к человеческим ценностям. В дальнейшем ребенок учится сопоставлять эти эталоны с продуктами собственной деятельности, действиями и поступками.
Возникновение у дошкольников сложных эмоций и чувств обнаруживает взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития.
Моя деятельность с детьми в области развития творчества детей реализуется при обучении детей вышиванию в технике изонить. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге. Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстраги-рование и обобщение.
Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.
Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).
Целью занятий по изонити стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне. Исходя из цели занятий, были поставлены следующие задачи.
Обучающие:
Знакомить детей с основными формами работы с картоном.
Обучать приемам работы с линейкой и трафаретом.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
Учить различать острый, прямой и тупой углы.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции из углов и окружностей.
Развивающие :
Развивать память, внимание, пространственное и логическое воображение.
Развивать глазомер и мелкую моторику пальцев.
Развивать художественный вкус, творческие способности и воображение детей.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изображению в технике «Изонить».
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место.
Для проведения занятий я использовала методическое пособие Н. Н. Гусаровой «Техника изонити для дошкольников».
Первым шагом на пути реализации поставленных задач было изучение методической литературы, диагностика детей, привлечение сотрудников и родителей по взаимодействию в рамках предстоящей работы).
С родителями были проведены консультация "Развитие воображения в
технике Изонить», семинар – практикум «Развитие мелкой моторики пальцев посредством техники изонить».
Педагоги приняли участие в семинаре «Использование знаний и ощущений от природы в продуктивной деятельности дошкольников». Далее мною был разработан перспективный план, который включал в себя конспекты занятий «Домик», «Грибок», «Зонтик», «Новогодние подарки», «Научим Незнайку» и т. д. Подобранная картотека пальчиковых игр, таких как «С веток ягоды снимаю», «Секрет», «Веселый кролик Банни», «Цветок», «Птичка», «Козлик», «Теремок», «День рождения», и т. д., не только способствует развитию мелкой моторики пальцев, но и поднимает эмоциональное настроение своим необычным содержанием. Для развития творческого воображения детей при дополнении узора рисунком, я включила в перспективный план игры, развивающие творчество и воображение «И хорошо, и плохо», «Почемучка», «Волшебные кружочки», «Дорисуй фигуру», «Путешествие по облакам» и т. д. Итог каждого занятия предполагал придумывание рассказа по теме занятия.
Первые проявления творчества стали видны на занятии по теме «Зонтик», ребенок сказал: «Зонты бывают разноцветные, я попробую к красной нитке добавить еще оранжевую, он будет двух цветов».
Заключительным этапом было занятие «Поможем Художнику», которое раскрыло уровень освоения детьми техники изонить. На основании этого, я сделала вывод о том, что проведенная мною работа расширила представления детей об окружающем мире, научила видеть конструктивные части и сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Дети научились самостоятельно придумывать новые образы и интересные решения для своих изделий. Вместе с детьми мы принимали участие в городском конкурсе «Я люблю свой город Гуково».Итогом проведенной работы стал альбом детских рассказов, составленный
по темам проведенных занятий.
Работа, проведенная с родителями и сотрудниками, помогла мне в реализации поставленных задач. Ведь активное взаимодействие взрослых в решении любого поставленного вопроса, благоприятно сказывается на отношении детей к любому виду деятельности.