Ольга Иванова
Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого мышления и воображения через нетрадиционные техники рисования.
Иванова О. Н. учитель изобразительного искусства,
педагог-психолог
МОУ СОШ №6 г. о. Стрежевой
Публикация «Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мышки. Рисование с детьми
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В психической жизни младшего школьника весомую роль играет воображение. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать целостный образ какого-либо события или явления. Воображение в младшем школьном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В связи с этим, воображение ребенка значительно богаче воображения взрослого человека. Дети фантазируют по самым различным поводам: они придумывают ситуации, сочиняют фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Впрочем, эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной реальной жизни. В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в итоге уникальные и ценные продукты.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: «обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя педагогу помгать его образованию и проявлению». Л. С. Выготский отмечал, что самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда – это изобразительная деятельность. Профессиональное и тактичное руководство изобразительной деятельностью поможет развить способности ребенка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что изобразительное творчество – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок создает объект или идею нового, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Дети, как правило, изображают не определенный образ, а обобщенное знание о нём, отражая и упорядочивая собственные знания о мире, осознавая себя в нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Ввиду того, что для развития творческого воображения детей часто традиционных подходов в изобразительной деятельности часто бывает недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир. Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности.
Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться. Однако, как считает Т. С. Комарова, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т. п. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка, круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения.
Для разнообразия занятий можно менять расположение детей: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом, сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т. п. Также можно менять виды занятий: сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т. п. Для развития творческого воображения на уроках следует применять разные техники рисования.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, способов рисования, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio – привычный) в педагогической практике образовательных организаций.
Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, способствуют осмысленной, в конечном счёте, одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка считаются основным механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел осуществить, нужно многообразие техник, материалов. Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т. д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
На уроках, где используются нетрадиционные техники рисования, учащимся предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас. Для нетрадиционного рисования в школе и дома можно предложить всевозможные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. Ребенок должен иметь возможность выбора материала, что способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:
1. Кляксография.
2. Раздельный мазок.
3. Монотипия.
4. Набрызг с помощью трафаретов.
5. Рисование на мокрой бумаге.
6. Рисование на мятой бумаге.
7. Раздувание капель.
8. Рисование свечой
9. Ниткография и др.
Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности. Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, можно придерживаться следующих правил: - предоставление детям свободы выбора места, вида, содержания, предметов и технологий; - уважение к детям и результатам их творчества; - индивидуальная своевременная поддержка и помощь; - создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности; - организация выставки детских, приглашение на выставку родителей.
Современные техники изобразительной деятельности развивают у детей творческое воображение, фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание и уверенность в себе. В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует применения определенных методов и приемов руководства со стороны взрослого:
1. Появление и оформление замысла.
2. Процесс создания художественного образа.
3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.
При подготовке занятий с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо побуждать детей к деятельности при помощи разных приемов: - игра, - соревнование,- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - музыкальное сопровождение.
Главным условием развития творческого воображения на занятии является овладение ребенком графическими навыками. Плохое владение инструментом, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими и другие затруднения могут спровоцировать отказ от рисования. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогом – помочь ребёнку овладеть техникой рисования. Чем разнообразнее будут условия, в которых проходит изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные возможности. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.