Получи документы

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии

Виктория Здвижкова
Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии

Современная ситуация развития диктует необходимость проявления творческих способностей человеком уже в период становления личности. Интенсивность изменений настолько высока, что для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо обладать способностью переносить имеющиеся знания и умения в различные ситуации, творчески комбинировать знакомые элементы деятельности и создавать качественно новые.

Публикация «Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии» размещена в разделах

Поэтому с самого рождения ребенка необходимо создавать условия для развития у него творческих способностей, реализации его творческого потенциала. К сожалению, та традиционная унифицированная система образования, которая складывалась в России долгие годы, в настоящее время себя не оправдывает, поскольку в основном носит репродуктивный характер. Отчасти это связано и с социальным заказом: в период ее становления, государству нужны были люди рабочих специальностей.

На современном этапе развития системы дошкольного образования в России наиболее важными задачами образования дошкольников являются задачи, направленные на развитие детского творчества и продуктивной деятельности. Предполагается, что ребенок сможет самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, в зависимости от ситуации сможет преобразовать их. Обладая такими умениями, дошкольник сможет предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Творческое мышление в старшем дошкольном возрасте имеет много общего с памятью – ребенок действует в плане образов и представлений. Творческое мышление позволяет ребенку на основе воспроизведения образов прошлого опыта строить и создавать новые, оригинальные предметы, которых ранее не было в его опыте. Воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи.

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время существует достаточно большое количество синонимов понятия «творческое мышление». Так, например, предлагаются термины: творческий стиль мышления, креативное мышление, творчество, творческие способности.

Очень часто с понятием творческое мышление связывается такой психический процесс, как воображение. В процессе деятельности человека воображение как психический процесс выполняет многообразные функции: является первоосновой различного содержания для всех видов творчества, создает предмет деятельности в процессе получения нового знания. Таким образом, воображение и мышление взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в процессе познания.

Атр-терапия представляет собой методику, интегрирующую в себе различные научные области: культуру и искусство, психологию и педагогику, медицину. В ходе ее применения детям предлагается участие в творческой изобразительной деятельности - они создают рисунки на различную тематику, сочиняют небольшие сказки, танцуют, лепят, двигаются под музыку, показывают пластические этюды и т. п.

В арт-терапии важен сам процесс создания художественного образа, в ходе которого, ребенок получает возможность не только пережить те или иные эмоции и конфликтные ситуации, освободиться от них, но и приобрести определенный субъективный опыт. Творчество же в данном случае заключается в том, чтобы по своему усмотрению и потребностям комбинировать различные виды практического опыта.

В настоящее время приемы арт-терапии широко используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Применение арт-терапии в области психологической работы с детьми дошкольного возраста связано с именем американского психотерапевта Эдит Крамер, которая во главу угла ставила сам процесс создания художественного образа, в ходе которого, ребенок получает возможность не только пережить те или иные эмоции и конфликтные ситуации, освободиться от них, но и приобрести определенный субъективный опыт. Творчество же в данном случае заключается в том, чтобы по своему усмотрению и потребностям комбинировать различные виды практического опыта.

В качестве основных приемов получения обратной связи арт-терапии в работе с детьми выделяют следующие: активное (включенное) наблюдение, методы активного слушания (переформулировка высказываний, отражение, обобщение, селективные вопросы, интерпретацию отраженных в творческом продукте, а так же выраженных мимике и пантомимике чувств, эмоций и переживаний.

Для организации занятий с дошкольниками с использованием элементов арт-терапии подбираются музыкальные произведения, согласно поставленным задачам и особенностям детей. Так, например, для детей малоактивных, детей, которым свойственны слабые эмоциональные проявления используется бодрая, энергичная музыка, которая будет способствовать генерации в коре больших полушарий возбуждения и стимулировать к активности.

Если стоит задача снятия возбуждения, то психолог для начала может использовать произведение энергичное, созвучное настрою детей, а затем плавно перейти к тому состоянию, которое будет наиболее эффективным для работы.

Стимулируя ребенка, музыка активизирует и творческий процесс, будь то создание рисунка, придумывание движения под музыку, пластического этюда или целого танца.

Арт-терапия на основе танца так же тесным образом связана с музыкой и основана на создании танцевальных этюдов различного характера.

Особо в этой связи можно выделить психогимнастику, поскольку она прямым образом связана и с пластикой тела, и с музыкой. Психогимнастика выстаивается на основе этюдов, упражнений, выполняемых с определенной целью. Элементы психогимнастики находят широкое применение в арт-терапии.

Изотерапия – направление арт-терапии, базирующееся на методах изобразительного искусства. Данное направление арт-терапевтической практике имеет наибольшее распространение как в работе с детьми, так и со взрослыми. Самовыражение в данном случае происходит за счет изобразительных средств – цветового пятна и линии, при помощи которых можно изобразить все свои переживания, эмоции, страхи и противоречия. Следует отметить, что в работе может использоваться как пассивная форма данного метода, когда работа строится на уже готовых произведениях искусства, так и активная, которая заключается в создании своего личного продукта.

Для развития творческих способностей значение имеют обе формы, поскольку первая позволяет накопить образы для последующей их трансформации в свой новый продукт, а вторая создает условия для проявления имеющихся умений и способностей.

Методы изотерапии эффективные еще и потому, что при грамотной организации позволяют погрузиться в проблему ребенка незаметно для него самого, избегая травмирующей ситуации. Следовательно, ребенок будет готов снова и снова переживать предлагаемую ситуацию, приобретая опыт для ее позитивного разрешения, а так же создавая каждый раз новый продукт на основе комбинации знакомых образов, а в некоторых случаях и придумывая что-то абсолютно новое для него самого.

Данный метод позволяет раскрыться даже самым застенчивым детям, поскольку не выдвигает на первый план техническую составляющую продукта, самое главное в работе – самовыражение.

Использование изотерапии позволяет разгрузить нервную систему ребенка, успокоить и уравновесить его поведение. Через рисунок находят выход эмоции, захватывающие его сознание. Данные занятия несомненно раскрывают творческий потенциал малышей.

Творческая составляющая процесса изо-терапии имеет особое значение. Ребенок получает возможность побыть в роли творца, создателя чего то нового без оглядки на сомнения по поводу того, будет ли его продукт лучше лил хуже других. Творческий процесс позволяет ребенку активно само выражаться, реализовывать свои фантазии и стремления.

Таким образом, атр-терапия представляет собой методику, интегрирующую в себе различные научные области: культуру и искусство, психологию и педагогику, медицину. Особенностью методики является то, что она не только, как и другие психологические методики направлена на осознание человеком непонятных для его переживаний, страхов, но и позволяет развивать творческие способности.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего потенциала.

На мой взгляд, арт-терапия является эффектным средством развития творческого мышление.

Публикации по теме:

«Формирование творческого мышления у старших дошкольников через технологию ТРИЗ» Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям. ТРИЗ (теория решения.

«Развитие положительной самооценки старших дошкольников средствами театрализованной игры» Самооценка как свойство человеческой личности, активно развивается в дошкольном возрасте на основе формирующегося самосознания, способов.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке «12 месяцев»Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке «12 месяцев» Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей у детей средствами арт-терапии по сказке 12 месяцев «Подснежники».

Конспект НОД «Развитие нестандартного мышления старших дошкольников» Цель: развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. формировать у детей мотивацию,.

Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!» Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним. I Ритуал.

Консультация для родителей «Развитие творческого, логического мышления и воображения средствами музейной педагогики» Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников. В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии
Опубликовано: 2 октября 2017 в 11:30
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД