Юлия Илларионова
Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ в условиях микрореабилитационного центра на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума.
Публикация «Развитие творческого потенциала у детей с ОВЗ в условиях микрореабилитационного центра на дому» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По средствам технологии «Микрореабилитационный центр на дому», создаются благоприятные условия по развитию творческих способностей детей в домашних условиях, это позволяет непрерывно осуществлять коррекционно-развивающий процесс, не выходя из дома.
Занятия проводились в дистанционном формате, в асинхронной форме, что не требовало одновременного участия педагога и ребенка. Асинхронная форма работы была выбрана не случайно, так как родители не были готовы к дистанционным онлайн – занятиям согласно расписания (родители работают, дети посещают школу или не могут выполнять задания при включенной камере, т. к. отвлекаются). Дистанционное взаимодействие проходило при помощи интернет - ресурсов WhatsApp, ВКонтакте, а также связывались по телефону. В рамках работы МРЦД родители принимали активное участие в занятиях с детьми, в ходе которых стали лучше понимать потребности своих детей,
В условиях МРЦД цели и задачи развития, все задания подбирались для каждого ребенка отдельно, с учетом его индивидуальных особенностей развития и направлены на индивидуальную коррекцию и развитие индивидуальных способностей ребёнка в творчестве.
Большая часть занятий по развитию творческих способностей отводилась рисованию, аппликации и работе с гипсом.
В рисовании обученные методике родители применяли как простые способы: разукрасить красками или карандашами, нарисовать, дорисовать фигуру, вставить цифру или букву и разукрасить, так и нетрадиционные техники: рисование крупой, пластилином. Использование нетрадиционной техники рисования выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Нетрадиционные техники развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, у него развивается точность движений рук и глазомер, укрепляется мышечная сила пальчиков, формируются конструктивные способности.
Одной из интересных форм работы по развитию творческих способностей в условиях МРЦД - роспись фигур из гипса. Этот процесс очень нравится не только детям, но и родителям. При раскрашивании фигурок ребенок проявляет свою индивидуальность, фантазию, поскольку его творение – единственное в своем роде. Роспись гипсовых фигурок – очень полезное занятие для детей, потому что с помощью такого увлекательного и интересного развлечения, ребенок учится быть более аккуратным и точным. Гипсовые фигурки бывают разными по сложности и размерам. Расписывая фигурки из гипса, дети не только развлекаются, но и готовят руку к овладению письмом, формируют свои навыки, координацию движений, мышечную память, развивают усидчивость, фантазию, целеустремленность, а самое главное, мелкую моторику. Для росписи изделий можно использовать акварель, гуашь, акриловые краски, которые подходят лучше всего – они не теряют свой блеск и яркость при высыхании. Для раскрашивания более крупных частей фигурки используйте толстые кисти.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Из чего только не делают аппликации: бумага, картон, природный материал (листья, ткань, нитки, вата) Аппликация очень интересное и развивающее, но в тоже время трудное занятие для детей. В условиях МРЦД предлагались задания по обрывной аппликации, аппликации из природного материала, объёмной аппликации, аппликации из геометрических фигур. Трудности возникали с выполнением объёмной аппликации и с аппликацией из геометрических фигур, так как приходилось работать с ножницами. Родители обучались методам и приемам выполнения разных видов аппликации, получали консультации как правильно работать с клеем и ножницами.
Ножницы – отличный тренажер, который развивает мелкую моторику, внимательность, мышление. Благодаря работе с ножницами, ребенок привыкает соблюдать правила безопасности, длительное время сидеть за столом и выполнять разные задания, не отвлекаясь на посторонние вещи. На начальном этапе работы вырезанный силуэт будет очень далек от образца. Но со временем рука ребенка «научится слушаться» и будет делать разрез там, где надо. Из этого следует, что работа будет получаться намного лучше и аккуратнее.
Еще одной из форм работы в условиях МРЦД по развитию творческих способностей детей – участие в различных онлайн – конкурсах. Родители присылают рисунки детей на заданные темы, педагог отправляет фото рисунка на конкурс или сам рисунок на выставку Участие в таких конкурсах помогает развитию фантазии, воображения, ответственности, ребенок старается передать свои эмоции в рисунке. А получая диплом за участие в конкурсе, ребенок начинает верить в свои силы «я могу, у меня получилось», что повышает его самооценку и развивает желание, что-то творить.
Педагоги отделения МРЦД всегда на связи с родителями, консультируют, дают советы, и родители всегда могут обсудить возникающие у них вопросы по выполнению заданий.
Подводя итог работы, хочется отметить, что благодаря отделению МРЦД дети, которые не могут проходить реабилитацию офлайн, не остаются в стороне, а могут получать помощь непрерывно под контролем компетентных специалистов. Благодаря сотрудничеству с родителями педагогам удается лучше узнать интересы ребенка, его умения и навыки, что помогает корректировать работу, направленную на развитие творческих способностей каждого ребенка.