Получи документы

Развитие творческого воображения у детей

Елена Степанец
Развитие творческого воображения у детей
▼ Скачать + Заказать документы

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

Ульям Брейк.

Кажется, эти слова мог сказать ребенок.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежные лошадки», а небо помещается в бутоне цветка.

Публикация «Развитие творческого воображения у детей» размещена в разделах

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие в стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику. Ребенок младшего дошкольного возраста не задумывается о качестве работы. Она ему понятна. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Вначале ребенку доставляет ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом, в процессе дальнейших художественных занятий он начинает понимать: линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепоститься» в рисунке и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными:

1. Ребенку навязывают определенные штампы и стереотипы (трава – зеленная; небо – синее; дерево – столб или треугольник).

2. Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например круги в изображении снеговика).

3. Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии использование «чистых» цветов без смешивания красок; четкая обводка контура.

Что же представляет собой изобразительное творчество дошкольника? Создание нового путем рисования, вырезывания и составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок, создавая изображения того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в сюжет свои дополнения. В этом и заключается творческое воображение ребенка. Творческое воображение проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если представляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений.

Воображение - не простая сумма представлений. Представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы.

Работая на группах разного возраста, заметила, что дети рисуют шаблонные рисунки: солнышко круглое в правом верхнем углу, трава зелённая, прямые палочки, небо голубая полоска вверху листа, между небом и землёй белое пятно. И по этому я начала работу над темой «Развитие творческого воображения у детей».

Поставила перед собой задачи:

1. Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

2. Развивать фантазию, творческое воображение.

3. Учить использовать различные изобразительные средства.

Я вывела для себя первую формулу образования «Ты все можешь!» Это первое поощрение, но оно требует продолжения. Ребенок растет, а вместе с ним растет его опыт, потребность познавать мир и себя самого. Очень важно, что бы ребенок поменьше слышал слово «нет», которое гасит огонек познания. Я считаю, можно раньше познакомить с красками, карандашами, восковыми мелками, детскими ножницами, различными видами бумаги, пластилином. Все это средства выражения, работа с которыми – и даже игра – помогают приобрести незаменимый опыт. Я разрешаю детям рисовать с самого раннего возраста по следующим причинам: пусть развиваются, пусть трудятся, пусть радуются, пусть творят!

Услышав от трехлетнего ребенка: «Я не умею рисовать». Я ему говорю: «Откуда ты знаешь? Ты пробовал? Давай попробуем вместе, тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем солнце, большое на весь лист, круглое, теплое доброе. Оно улыбается как мама. Смотри, оно протягивает к нам руки – лучи. Разве это не чудо? Только что лист был белый, чистый и вдруг… Родилось солнце настоящее, живое, родилось не само – мы ему помогли. Наше солнце». Я считаю главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества. Наполняя детей красотой природы, искусства, человеческого благородства, я помогаю им выразить себя в рисунке. Красивая, мелодичная музыка сопровождает наши занятия. Рисунки получаются оригинальные, яркие, смелые, выразительные.

Чтобы не погасить интереса и любви к рисованию, я даю детям карандаши с мягким грифелем, а также большие листы плотной бумаги. Правильно продуманная организация рабочего места, с учётом возраста, помогает избежать недоразумений и растерянности ребёнка. Листы бумаги лежат на специальных салфетках, стоят коробочки с красками (лучше медовые или гуашь, баночка с широким горлышком для воды, кисточки разных размеров на подставочке, тряпочка для рук. Дети сами выливают и набирают воду в банки.

Хотелось бы отметить, что рисование, как и другие виды творчества, - не праздное развлечение, а труд. Но прежде чем начать работу надо «разбудить» краски. Для этого кисточку опускаем в воду: она любит купаться и глубоко нырять. Затем слегка поболтаем ею, чтобы в воде появились пузырьки. Теперь кисточка как следует, вымылась и напилась. Потом касаемся кисточкой краски. Она тоже должна напиться воды – «проснуться», капля воды преображает краску, краска становится влажной и готовой к рисованию. Кисть несколько раз проделывает одну и ту же операцию: в воду – в краску – в воду – в краску. Прикладываем её к верхнему краю листа и проводим по бумаге лёгким движением руки от края до края, сверху в низ, словно дождик прошёл. Постепенно дети привыкают к последовательности: кисточку в воду – в краску – бумагу. Эта формула помогает малышу скоординировать движения, сделать их умными осознанными.

Дети 3-4 лет. Сверхзадачей, которую я ставлю для этого возраста, является знакомство и постепенное овладение средствами выражения – карандашами, кистью, акварелью, гуашью; распознание цветов и точное их название; координация рук при работе с красками и карандашами, овладение основными линиями (плавная, прямая, зигзаг). В работе отдаю предпочтение акварели – что очень важно для уточнения зрительного восприятия.

Дети 4-5 лет уже способны постепенно передавать силуэты и точно определять то, что рисуют. Рисуем акварелью сразу, смело. Линию кистью проводим один, максимум два раза, чтобы не испортить цвет, не нарушить его жизнь.

Дети 5-6 лет с удовольствием рисуют сюжеты, сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения.

Дети 6-7 лет имеют богатый опыт визуального восприятия и творческого рисования, их фантазия, воображение становятся богаче и разнообразнее. Хорошо если дети работают в разных техниках, когда в одном рисунке участвуют и восковые мелки, и акварель, и цветные карандаши.

Я не стремлюсь детям давать шаблоны, пусть у них появляется изобразительность, фантазия, творческое воображение. Главное, чтобы каждому ребенку было интересно и он проявлял максимум инициативы, творчества. Мои занятия, призваны не удивлять детей различными фокусами и приемами, воспитывать в них нравственно – этические, эстетические качества, стремление к познанию и творчеству, к внутренней свободе, желание своими руками сделать нечто прекрасное, быть смелыми, искренними, трудолюбивыми, уметь сострадать и со-радоваться с теми, кто рядом. Допускаю в каждом занятии импровизацию, новые решения, неожиданные повороты. Больше разрешаю, меньше ограничиваю и запрещаю, от этого больше пользы и мне и детям.

Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности, занятия могут проводится как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Иначе говоря, нельзя резко разграничивать задачи овладения детьми изображением и создания выразительного образа.

В свое время Джон Гауэл предложил целую серию полезных советов, которые я использую:

• Создать устойчивую благоприятную психологическую базу ребенка в его поисках.

• Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним его неудачам, поскольку следует избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. Не следует, также, говорить ребенку как следует улучшить его произведение («Это неплохо, но могло быть лучше…», поскольку в этом случае, как бы ни старался ребенок, результат будет недостаточно хорош.

• Быть терпимым к «странным» идеям, уважать вопросы и любопытство ребенка; стараться отвечать на все вопросы, даже если они кажутся «дикими», или находящимися «за гранью» понимания или возможного.

• Если ребенок того желает, давать ему возможность самостоятельно заниматься своими делами, так как избыток «шефства» над ребенком может затруднить его творчество.

• Помогать ребенку строить его собственную систему ценностей, основанных на его – ребенка – собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и умел отстаивать свои взгляды и идеи.

• Помогать ребенку оценить в себе творческую личность, следя, в прочем, за тем, чтобы его поведение не выходило за рамки приличного и общепринятого.

• Помогать ребенку глубже познать самого себя, проявляя симпатию к его первым и несмелым попыткам выразить свои идеи.

• Находить слова поддержки для новых творческих начинаний и избегать критики его первых неудач.

Необходимо подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески. Развитие творческой способности должно стать одним из важнейших звеньев современного образования.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.

Педагог, работающий с детьми должен владеть методами развития воображения.

Рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников :

• Установка на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

• Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать истину, он должен научить ее находить (рассуждения, наводящие вопросы).

• Постоянно открывать «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Все это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив его, однако, словом «детское» и отметив условность его применения. Анализ продукции детского творчества позволил исследователям применить этот термин преимущественно к детям старшего дошкольного возраста. Но и на более ранних этапах у детей 2-5 лет возникают как результат их поисков элементы художественно – образного воплощения в рисунке.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для их способы действий: сочини, придумай, найди, измени.

2. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3. Задания предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел рисунка, намечают свои действия. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков).

Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получать конкретное решение.

Художественная деятельность не появится сама собой. Огромную роль играет здесь воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Рекомендации по стилю общения с детьми:

• Выслушать надо каждого желающего.

• Давать только положительные оценки.

• Во время бесед вы идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

• Пусть дети учатся возражать вариантам друг друга, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер со временем надо его переключать на какую – либо деятельность и беседовать с детьми уже без него.

Развитие творческих способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения – групповых дискуссий, мозгового штурма, групповых и индивидуальных проектов.

Таким образом, процесс развития творческого воображения дошкольников будет наиболее эффективным:

- если в процессе воспитательной и повседневной работы систематически использовать художественную деятельность;

- если считаться с возрастными и психологическими особенностями ребенка.

Некоторые рекомендации воспитатели используют в практической работе.

Публикации по теме:

Формирование творческих способностей посредством изодеятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей
Опубликовано: 29 августа 2013 в 03:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степанец (УИ 119331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД