Папки-передвижки

Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности

ирина гусева
Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческой активности посредством художественно – речевой

деятельности.

Актуальность данной проблемы определяется и той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом.

Публикация «Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности» размещена в разделах

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, аргументировано и логично излагать, свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. (Заметим, что индивидуальные различия в уровне речевого развития у детей одного возраста могут быть исключительно велики

Речевое творчество.

В дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Задачи художественно – речевого воспитания.

развить умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

научить воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы, в определенном жанре, выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения;

развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;

научить детей применять полученные на занятиях знания и умения в самостоятельной деятельности.

Формы, методы и приемы в работе по художественно – речевой деятельности детей :

пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство

любви к художественной литературе, как виду искусства;

использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки;

формировать бережное отношение к книге;

учить анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;

развивать речь у дошкольников, воспитывать грамотного читателя;

контролировать процесс семейного чтения.

учить самих сочинять стихи, сказки, рассказы, развивать словотворчество.

развивать творческий потенциал детей, умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт.

продолжать знакомство с тематическим многообразием русской литературы, развивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, используют следующие формы работы:

• Показ диафильмов.

• Слушание сказок на кассетах.

• Литературные викторины.

• Интегрированные занятия

• Комплексные занятия

• Игры с текстом.

• Подвижные игры с текстом, хороводные игры с текстом.

• Литературные утренники.

• Работа в уголке книги (выставки книг)

• Сочинение стихов и придумывание загадок.

Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных.

• Обыгрывание потешек.

• Чтение литературных произведений.

• Драматизация литературных произведений.

Дидактические игры по материалам художественных произведений.

• Различные виды театра (пальчиковый, кукольный, настольный, фланелеграф

• Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной

литературой.

При чтении художественных произведений детям можно использовать следующие методические приемы:

Выразительное чтение.

Выборочное чтение.

Повторное чтение.

Чтение в кружок

Показ иллюстраций.

Драматизация отрывков.

Рассказывания по ролям.

Развитие речевого творчества через приобщение дошкольников к миру художественной литературы происходит и на других занятиях, например: экологическое воспитание, обучение грамоте, социально-нравственное. На занятиях по художественно - творческой деятельности необходимо знакомить детей с художниками - иллюстраторами, такими, как: Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Т. Юфа, Е. Сутеев и т. д. Показывать особенности их творчества, обращать внимание на средства выразительности книжной графики. Сконцентрировать внимание детей на то, что рисунок связан с текстом, показывает происходящие события, поясняет и дает оценку поступкам героев.

Дошкольникам очень нравится проигрывать сказки, стихи используя различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, фланелеграф и т. д., проявляют фантазию, творчество.

Особое внимание надо уделять в работе с родителями.

Можно использовать такие формы, как:

• беседы,

• лекции,

• выставки детских работ,

• выставки домашних книг из семейной библиотеки,

• консультации,

• информации.

• Анкетирование

• Вовлечение родителей в совместные досуги

Воспитанники эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказы, рисунки, игры и т. п.). Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе, использование театральной игры способствует формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.

Литература.

Н. А. Ветлугина «Художественное творчество в детском саду».

Н. А. Ветлугина Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду»

И. С. Тышкевич «Развитие речи и творчества старших дошкольников»

Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

Т. Н. Доронова. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной

деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1980.

Е. И. Николаева «Психология детского творчества»

О. С. Ушакова «Развитие речи и творчество дошкольников

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Описание педагогического опыта по теме: “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 22:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой активности дошкольников посредством художественно-речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ирина гусева (УИ 47143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД