Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Надежда Банникова
Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Аннотация: статья посвящена проблеме развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в деятельности специального психолога, недостаточное количество современных исследований подчеркивает данную проблему. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. В разработанном комплексе занятий удалось определить условия для развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, воображение, деятельность специального психолога.

На современном этапе развития психологии и педагогики и других наук, вопрос о воображении, его роли в жизни ребенка продолжает являться предметом изучения разных специалистов. Проблема возрастает, если речь идет о детях, имеющих нарушения в развитии.

У детей с нарушением слуха своеобразность формирования воображения зависит от уровня развития речи [2]. Зрительные образы достаточно полноценны, но имеются трудности отвлечения от ситуации.

Воображение дошкольников с нарушением слуха долгое время привязано сначала с восприятием, потом памятью [6]. Глухие дети не используют предметы – заместители, у них имеются сложности в развитии и формировании

познавательного воображения, позже чем у слышащих происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово».

На ранних этапах развития дети с нарушением слуха отстают от слышащих

сверстников в развитии воображения. Образы памяти у детей очень яркие и

живописные, отставание понятийного мышления мешает отвлечься от

конкретного образа [4].

Вопросы развития воображения детей дошкольного возраста с

нарушением слуха описаны в трудах Г. Л. Выгодская, Е. Г. Речицкая, Е. А.

Сошина, М. М. Нудельман и другие авторы.

Целью исследования являлось теоретически обосновать и

экспериментально проверить результативность разработанного и

реализованного комплекса занятий направленного на развитие воображения

детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Перед реализацией формирующей работы был проведен констатирующий

эксперимент. Критериями оценки были способность создавать оригинальные

образы, перенос свойств знакомого предмета в новую ситуацию, способность

превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Нами были

использованы следующие методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)

[2], «Как спасти зайку» (В. Т. Кудрявцев, «Солнце в комнате» (В. Синельников,

В. Кудрявцев, «Где чье место?» (Е. Е. Кравцова, «На что похожа?». (Н. Н.

Павлова, Л. Г. Руденко). Средняя сумма баллов по группе составило 4 балла.

Полученные данные свидетельствуют от том, что у дети дошкольного возраста с нарушением слуха имеют низкий уровень развития воображения.

В работе с детьми использовалась групповая форма работы.

На данном этапе использовались элементы арт - терапии, дидактические

игры, проигрывание этюдов.

Начало занятия – ритуал приветствия. Дети слушали спокойную музыку,

если психолог хлопнул один раз дети здоровались за руки, если два раза –

плечиками, три раза спинами. Этот ритуал позволяет снять напряжение и

наладить контакт с детьми.

В связи с тем, что на констатирующем этапе исследования был выявлен

низкий уровень воображения, во время формирующего этапа работы

осуществлялась стимуляция через нетрадиционные техники рисования, такие

как роспись имбирного пряника, кляксографию и другие. Данные техники

вызвали большой отклик детей, что стимулировало их на дальнейшую работу.

Так же мы использовали игры –этюды и мини этюды. Занятие заканчивалось ритуалом прощания. Дети кладут руки по очереди друг на друга.

Контрольный этап исследования позволил доказать эффективность

проведенной формирующей работы: общий уровень развития воображения

детей значительно улучшился. Отмечена положительная динамика развития

воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Результаты исследования говорят о том, что для развития воображения

детей дошкольного возраста с нарушением слуха эффективна при реализации

следующих условий:

- применение развивающей игровой деятельности;

- эмоциональное общение с взрослыми;

- предметно-манипулятивная деятельность;

- необходимость использования разных видов деятельности.

- формирование творческих умений.

Список используемой литературы

1. Дубровина, И. В.Психология: учеб. для сред. проф. образ [Текст]

/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 4-е изд., стер. – Москва.:

Академия, 2006. – 461 с.

2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко,

Н. Е. Веракса. Москва.: Знание, 1994. - 157 с.

3. Нудельман, М. М. Практикум по сурдопсихологии [Текст] / М. М.

Нудельман. - Москва.: Прометей, 1990. — 152 с.

4. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших

школьников в условиях нормального и нарушенного слуха Текст.: учеб. пособие

для студентов педагогических вузов [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. —

Москва.: ВЛАДОС, 2002. 128

5. Труханова, Ю. А. Исследование творческого воображения у

слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Текст. / Ю. А. Труханова

// Дефектология. 2004. - № 6. - С. 53-60.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Фотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слухаФотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слуха Уважаемые девчата!Поздравляю Вас с праздником весны! Желаю любви, счастья, весеннего настроения! Праздник 8 Марта - это самый прекрасный.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 10:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...
Фотоотчет «Зимних игр пришла пора. Вот так зимушка! Ура!»
Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки...