МААМ-картинки

Развитие воображения на занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением слуха

Татьяна Бутыркина
Развитие воображения на занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением слуха

Изобразительная деятельность детей издавна привлекала внимание лучших педагогов, психологов и художников. Анализ процесса и результатов этого вида деятельности позволяет составить представление о том, что и как видят дети. Замечательный художник В. А. Фаворский писал: «Искусство детей основывается на живом отношении к действительности …. Всё что изображается или непосредственно».

Публикация «Развитие воображения на занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах

Обучение детей изобразительной деятельности есть тонкая вещь, т. к. детей нужно обучать, но при этом нельзя разрушать их живого эмоционального отношения к действительности, нужно бережно формировать умение более полноценно воспринимать эту действительность. Полноценное восприятие мира необходимого для всей последующей жизни человека, в частности для развития его творческих возможностей и не только в изобразительной деятельности.

Между тем умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку не сразу; стихийное его формирование не всегда оказывается полноценным даже у нормально, развивающегося, слышащего ребенка.

Там, где речь идет о глухих детях, задача формирования восприятия и творческого отношения ко всему увиденному приобретает ещё большее значение.

Отсутствие слуха ставит ребенка в трудные условия. Ребенок, который не слышит звуков, хуже ориентируется в пространстве, меньше внимания обращает на удаленные предметы, позже начинает с ними действовать. Поэтому формирование и развитие изобразительной деятельности у глухого ребенка несет печать своеобразия.

При отсутствии обучения изобразительной деятельности глухой ребенок не овладеет предметным рисунком до 5-6 лет. Обучая изобразительной деятельности, педагог учит детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекают другие сохраненные анализаторы – осязание, двигательную чувствительность. То, что ребенок воспринимает, сочетается со словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть, затем вызваны, активизированы по слову. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования у глухих детей полноценной речи.

Особое место в системе обучения изобразительной деятельности глу-хих дошкольников занимают нетрадиционные методы. Это та деятельность, где каждый ребенок находит идеальный способ выражения своих эмоций и освобождения от внутреннего гнева.

В рисунок, лепку, аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: он вносит свои мысли, у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время и в разных обстоятельствах. Из всего этого воображения ребенок создает образ, который он и выражает.

Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисунка, лепки и аппликации, чтобы возникла необходимость вспомнить, придумать, вообразить. Очень важно, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание, как можно лучше.

Наиболее ярко это выражают нетрадиционные способы в изобрази-тельной деятельности. На ряду с привычной нам кисточкой используются ватные палочки, карандаши (тыльная сторона, пальчики и даже ладошки. Именно здесь с большей силой раскрывается детское воображение.

Например, живопись по «мокрому» акварелью, оказывает неоценимую помощь в корректировке темперамента. Этого добиваются, обучая детей запоминать и использовать всю поверхность листа. Незабываемое эмоциональное состояние испытывает ребенок при выполнении работ фотокопией, где на глазах ребенка происходит фокус: изображение, сделанное свечей, проявляется как в сказке, прямо на глазах. Это удивит ребенка, вызовет восторг, от такого рисования его не оторвать.

Интересна для детей техника – печать растениями. Этот метод развивает воображение, его можно применять и в рисовании натюрмортов, и в составлении декоративного узора. Отпечаток листочка может быть изображением деревьев, кустарников. Недостающие детали модно подрисовать (ствол, ветки и т. д.).

Монотопия - одна из простейших графических техник, которая ис-пользуется на занятиях в детском саду. Знакомство с методом монотопия развивает фантазию ребенка, умение изображать рисунок в центре листа, умение смешивать краски и добавлять декоративные детали. При помощи этого незамысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии.

Примером ещё одного нетрадиционного метода в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста может быть граттаж – от французского слова (граттер-скрести, царапать). Этот метод позволяет создавать сказочные образы. Развивать чувство композиции, умение рисовать крупно, умение рисовать изображение посередине листа. Развивать воображение, фантазию. Что это за метод? На лист бумаги наносятся пятна краски ярких цветов, затем поверхность натирается свечей, покрывается тушью. После того как все высохнет, можно приступать к рисованию, вернее – процарапыванию.

Очень интересны детям занятия по аппликации с дорисовыванием. На первых занятиях воспитатель наклеивает на лист бумаги неправильной формы обрезок цветной бумаги и просит детей подумать, на что это похоже и дорисовать красками этот кусочек. Затем задание усложняется – наклеивается 2-3 кусочка цветной бумаги и предлагаются детям не только карандаши и краски, но и лоскутки, серпантин и т. д., получаются очень интересные работы.

Используя восковые мелки и краски, дети создают причудливые ри-сунки – это «Подводный мир», «Небесная сфера», «Красавица зима» и т. д. Восковые мелки имеют водостойкую основу, что не даёт жидкой краске со-единиться с ними.

Нетрадиционные методы в ИЗО деятельности развивают у детей не только интерес, но и воображение, умение выражать своё эмоциональное отношение, фантазию. Творческий процесс на занятиях по изобразительной деятельности нельзя недооценивать. Здесь наиболее ярко раскрывается творческое воображение. Наша задача научить детей правильно выражать и изображать увиденное и дополненное фантазией. Нетрадиционная методика обучения ИЗО деятельности чрезвычайно многообразна и очень важна особенно для глухих детей.

Считают, что нетрадиционные способы в изобразительной деятельности наиболее ярко раскрывают в ребенке воображение, творческую активность, инициативу, желание трудиться.

Литература.

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

2. Венгер А. А. Обучение глухих детей изобразительной деятельности. М. : Просвещение, 1972.

3. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.

4. Щербаков В. С. Изобразительное искусство : обучение и творчество. М. : Просвещение, 1969.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения дошкольников посредством использования нетрадиционных средств изобразительной деятельностиРазвитие творческого воображения дошкольников посредством использования нетрадиционных средств изобразительной деятельности «Развитие творческого воображения дошкольников через использование нетрадиционных средств изобразительной деятельности».Опыт работы. Все.

Развитие воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных, поэтому я уделила большое внимание развитию воображения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие воображения на занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением слуха
Опубликовано: 4 июня 2015 в 15:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД