Развитие воли в различных видах детской деятельности

лия никифорова
Развитие воли в различных видах детской деятельности

Характеристика ребенка как субъекта воли связана с характеристикой условий его жизни и деятельности в этих условиях. Жизнь задана ребенку как задача, как проблемная ситуация, в которой ему необходимо принимать решения и действовать.

Воля развивается в процессе освоения ребенком деятельности во всех ее структурных компонентах. В то же время воля лежит в основе сознательного построения им своей новой деятельности, в основе переноса умения совершить волевое действие из одной деятельности в другую.

Уже в дошкольном детстве закладываются основные виды деятельности: игра, начальные формы труда, деятельность на занятиях.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре возникают и развиваются фундаментальные личностные новообразования.

Характерной особенностью игры становится символизм, оперирование предметами-заместителями, "оторванными" от реальных предметов значениями, от реальных ситуаций - смыслами, и сознательное построение своих действий в соответствии с ними, преобразование реальных предметов в соответствии с собственным замыслом. Все это содержит в себе возможность прогноза своих действий, их сознательной регуляции, переноса в другие ситуации, что является признаком произвольности.

Кубик является одной из самых абстрактных игрушек, в том смысле, что его можно наделить в соответствии с игровым замыслом максимальным количеством любых свойств, "предложить" ему практически любую роль. В этом от него значительно отстают игрушки с достаточно жестко фиксированными свойствами. С помощью кубика ребенок может создавать любую игровую ситуацию и в соответствии с ней строить свои игровые действия. Причем их структуру будут составлять элементы волевого действия (цель, мотив, планирование, исполнение, достижение цели и оценка).

Сюжетно-ролевая игра - это осмысленная деятельность с наличием замысла. Она требует от ребенка умение ставить цель, планировать ход действия, выбирать средства достижения цели, подчинять свои действия цели, преодолевать трудности, достигать поставленной игровой цели.

Рисование - одно из самых любимых занятий дошкольников. Изучению рисунков посвящены работы Е. А. Панько, Кольцовой, В. С. Мухиной и других, в которых рисунок рассматривается как результат усвоения ребенком социального опыта, средство изучения межличностных отношений, особенностей эмоциональных состояний, мышления.

Нет игры там, где нет отношения ребенка к правилам. Правила - это внешние требования, которые создают для ребенка нормы действия и нормы поведения в коллективе играющих. Чем жестче правило, чем большего приспособления оно требует от ребенка, чем больше регулирует его деятельность, тем игра становится напряженнее и острее. Воля ребенка рождается и развивается в игре с правилами. Важным моментом здесь является появление мотива выиграть при соблюдении правил.

Применительно к детям дошкольного возраста термин "труд" определяет круг занятий детей. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, выполнение заданий и так далее любое их этих заданий должно представлять для ребенка определенную сложность. "Труд не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел, - подчеркивал К. Д. Ушинский, - само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, е приготавливать к труду'.

Предпосылкой развития воли в труде является регулярное выполнение ребенком своих обязанностей.

В исследовании Л. Образцовой и Т. Чумаковой показано, что основой формой трудовой деятельности детей в детском саду являются дежурства. Развитие воли происходит здесь в русле формирования у детей определенных знаний и умений.

К. Я. Вязиной были выявлены группы детей, различающиеся по степени развития целеустремленности в труде:

1. Дети нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении. При выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели.

2. Дети ставят цель в трудовой деятельности, но достигают ее не самостоятельно, а с помощью взрослого.

3. Дети самостоятельно ставят цель, выбирают средства для ее осуществления, согласуют свои действия с замыслом и действиями других.

Для каждой из выделенных групп вырабатываются свои задачи воспитания воли в труде.

Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для произвольного труда.

Игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой - осознанность поведения. Игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте

Публикации по теме:

Анализ занятия 3 Анализ занятияОрганизация и проведение занятияВопросы для изучения Да нет Частично Другое 1. Характеристика программного содержания: • Соответствие.

Семь измерений личной силы человекаСемь измерений личной силы человека Семь измерений личной силы человека 1) Восприятие - Внимательность, чувствование тонкостей и умение обучаться. Умение схватывать суть.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие воли в различных видах детской деятельности
Опубликовано: 8 октября 2014 в 20:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...