Развитие восприятия цвета у дошкольников

Валерия Матвейкина
Развитие восприятия цвета у дошкольников

Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской личности, её эстетических вкусов, ведь благодаря цветоощущению или цветовому зрению человек способен воспринимать многообразие окружающего мира, кроме того, развитие восприятия цвета-есть основа становления зрительных функций, формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний и их оттенками. Таким образом,способствуя развитию мышления, памяти. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, темперамента, настроения. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений и предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали и воспринимать большее количество информативных признаков.

Восприятие тесно связано с речью, в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. При недостаточном развитии у дошкольников процесса восприятия окружающего мира представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются пониженной степенью обобщенности. Всё это приводит к обеднению словарного запаса, отражающего окружающий мир, что может создать систему вербальных образов,которые будут слабо связаны с чувстенным опытом детей. Овладение обобщающими словами у детей пятого года ограничено, что затрудняет формирование предметно –практических действий сравнения, классификаций, сериаций предметов по общим или отдельным признакам. Дети мало используют в речи такие понятия, как «цвет, оттенок», словосочетания «предметы по цвету сходны, различаются», поэтому необходимо преодолевать разрыв между воприятием зрительного образа и слова.

У детей 4-5 лет необходимо развивать интерес к игре с цветом, слуховое внимание,связную речь, умение выслушать товарища и,при необходимости, дополнить его рассказ. Дошкольники учатся описывать предмет, выделять его цыетовые свойства, совершенствуется умение объединять представление о цвете одним словом-наименованием, рассматривая предмет, дети сравнивают их и впроцессе рассказывают о сходстве и различии по цвету,упражняются в узнавании и назывании предметов.

Полное овладение системой эталонов цвета включает в себя знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими) и овладение их связями: представлением о последовательности получения цветов путём смешивания других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности. Одной из задач,обеспечивающей полное овладение детьми системой эталонов цвета, является формирование представлений о цветах радуги и о последовательности расположения цветовых тонов в спектре.

Поскольку детей этого возраста характеризует болле устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное и слуховое восприятие,расширение словарного запаса, развитие мышления, то и задачи ознакомления детей с цветом усложняются.

Определяем основные задачи:

1. Овладение системой цветовых эталонов (знакомство с хрома и ахроматическими цветами, формирование знаний о последовательности расположения их в спектре, обучение получению цветовых тонов, знакомствос изменяемостью цветовых тонов по светлоте)

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов (знакомство со сложными цветами, формирование знаний о теплых и холодных цветах спектра, обучение действиям индефикации предметов и их изображений по цвету, упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету, закрепление знаний о цвете в памяти, обучение действиям с цветом по словесной иструкции, закрепление представлений о цвете в пространстве)

3. Развитие аналитического восприятия цвета (обучение построению уветовых сочетаний по образцу и замыслу, обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов, развитие способности «исключать» лишний по цвету предмет в сериационных и класификационных рядах,обучение составлению рядов из цветных предметов в заданной последовательности).

Для успешного овладения детьми системы восприятия цвета, знакомства с его оттенками, формирования способов обследования предметов, их изображений,педагоги, конечно в первую очередь применяют игру.

Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно применять как на занятиях, так и в свободное от них время.

«УЗНАЙ и НАЗОВИ» «УЗНАЙ и ВЫБЕРИ»

Цель:развивать восприятие цвета у детей, формировать знания о цветах спектра. Учить называть и узнавать заданный цвет. Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов. Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: совершенствовать знания об определеном, заданном цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве, упражнять в определении цвета удаленных обьектов. Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет».

«РАСКРАСЬ ПО СХЕМЕ»

Цель: закреплять знания о цветах, развивать сообразительность, учить в процессе закрашивания контурного изображения предмета действовать в соответствии с предложенной схемой. Развивать тонкие зрительные дифференцировки при восприятии цвета в слабом цветовом контрасте.

«ЦВЕТА РАДУГИ» «ЦВЕТИК- СЕМИЦВЕТИК»

Цель: знакомить и закреплять знания о последовательном расположении цвета в спектре, учить подбирать цвет по образцу и по слову, выделять указанный цвет и называть его. Развивать внимательность.

«КАКОЙ ЦВЕТ ПРОПУЩЕН «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: закреплять знания о цветах спектра,их последовательном расположении. Учить узнавать,называть,выделять из нескольких каждый цвет спектра,определять недостающий цвет. Продолжать закреплять знания о последовательности цветов спектра, учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Цель:учить получать заданный цвет,путем смешивания двух других.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель: учить составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ориентируясь на два признака одновременно.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: продолжать учить дифференцировать теплые и холодные цвета. Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящийся к группе предметов и понятий.

«РАСКРАСЬ УЗОР»

Цель: учить создавать орнаментальные узоры, ипользуя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференцировании теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов различных цветов.

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ» «СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте оттенка цвета, учить воспринимать и определять оттенки цвета. Обогащать речь детей словами «светлый, светлее», «темный,темнее», «оттенок»

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития сенсорного восприятия мемо парочки «Цвета и фигуры» Настольная игра Мемо Найди пару помогает в развитии зрительной памяти, внимания и навыков счета. Суть игры заключается в том, чтобы чаще.

Игры на развитие фонематического восприятия «Шпаргалка для родителей старших дошкольников» Уважаемые родители!Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим.

Конспект подгруппового занятия по формированию сенсорных эталонов восприятия цвета «Синий цвет» Тема НОД: «Синий цвет». Цель. Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Задачи: упражнять в нахождении и назывании предмета.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия цвета «Подружимся с цветами красный, синий, желтый» Конспект занятия по развитию зрительного восприятия цвета «Подружимся с цветами красный, синий, желтый»Цель: Развивать зрительное восприятие.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развитие восприятия цвета у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 15:03
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...