Развитие восприятия цвета у дошкольников

Валерия Матвейкина
Развитие восприятия цвета у дошкольников

Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской личности, её эстетических вкусов, ведь благодаря цветоощущению или цветовому зрению человек способен воспринимать многообразие окружающего мира, кроме того, развитие восприятия цвета-есть основа становления зрительных функций, формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний и их оттенками. Таким образом,способствуя развитию мышления, памяти. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, темперамента, настроения. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений и предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали и воспринимать большее количество информативных признаков.

Восприятие тесно связано с речью, в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. При недостаточном развитии у дошкольников процесса восприятия окружающего мира представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются пониженной степенью обобщенности. Всё это приводит к обеднению словарного запаса, отражающего окружающий мир, что может создать систему вербальных образов,которые будут слабо связаны с чувстенным опытом детей. Овладение обобщающими словами у детей пятого года ограничено, что затрудняет формирование предметно –практических действий сравнения, классификаций, сериаций предметов по общим или отдельным признакам. Дети мало используют в речи такие понятия, как «цвет, оттенок», словосочетания «предметы по цвету сходны, различаются», поэтому необходимо преодолевать разрыв между воприятием зрительного образа и слова.

У детей 4-5 лет необходимо развивать интерес к игре с цветом, слуховое внимание,связную речь, умение выслушать товарища и,при необходимости, дополнить его рассказ. Дошкольники учатся описывать предмет, выделять его цыетовые свойства, совершенствуется умение объединять представление о цвете одним словом-наименованием, рассматривая предмет, дети сравнивают их и впроцессе рассказывают о сходстве и различии по цвету,упражняются в узнавании и назывании предметов.

Полное овладение системой эталонов цвета включает в себя знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими)и овладение их связями : представлением о последовательности получения цветов путём смешивания других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности. Одной из задач,обеспечивающей полное овладение детьми системой эталонов цвета, является формирование представлений о цветах радуги и о последовательности расположения цветовых тонов в спектре.

Поскольку детей этого возраста характеризует болле устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное и слуховое восприятие,расширение словарного запаса, развитие мышления, то и задачи ознакомления детей с цветом усложняются.

Определяем основные задачи :

1. Овладение системой цветовых эталонов (знакомство с хрома и ахроматическими цветами, формирование знаний о последовательности расположения их в спектре, обучение получению цветовых тонов, знакомствос изменяемостью цветовых тонов по светлоте)

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов (знакомство со сложными цветами, формирование знаний о теплых и холодных цветах спектра, обучение действиям индефикации предметов и их изображений по цвету, упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету, закрепление знаний о цвете в памяти, обучение действиям с цветом по словесной иструкции, закрепление представлений о цвете в пространстве)

3. Развитие аналитического восприятия цвета (обучение построению уветовых сочетаний по образцу и замыслу, обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов, развитие способности «исключать» лишний по цвету предмет в сериационных и класификационных рядах,обучение составлению рядов из цветных предметов в заданной последовательности).

Для успешного овладения детьми системы восприятия цвета, знакомства с его оттенками, формирования способов обследования предметов, их изображений,педагоги, конечно в первую очередь применяют игру.

Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно применять как на занятиях, так и в свободное от них время.

«УЗНАЙ и НАЗОВИ» «УЗНАЙ и ВЫБЕРИ»

Цель :развивать восприятие цвета у детей, формировать знания о цветах спектра. Учить называть и узнавать заданный цвет. Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов. Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: совершенствовать знания об определеном, заданном цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве, упражнять в определении цвета удаленных обьектов. Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет».

«РАСКРАСЬ ПО СХЕМЕ»

Цель: закреплять знания о цветах, развивать сообразительность, учить в процессе закрашивания контурного изображения предмета действовать в соответствии с предложенной схемой. Развивать тонкие зрительные дифференцировки при восприятии цвета в слабом цветовом контрасте.

«ЦВЕТА РАДУГИ» «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Цель: знакомить и закреплять знания о последовательном расположении цвета в спектре, учить подбирать цвет по образцу и по слову, выделять указанный цвет и называть его. Развивать внимательность.

«КАКОЙ ЦВЕТ ПРОПУЩЕН «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: закреплять знания о цветах спектра,их последовательном расположении. Учить узнавать,называть,выделять из нескольких каждый цвет спектра,определять недостающий цвет. Продолжать закреплять знания о последовательности цветов спектра, учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Цель:учить получать заданный цвет,путем смешивания двух других.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель : учить составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ориентируясь на два признака одновременно.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: продолжать учить дифференцировать теплые и холодные цвета. Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящийся к группе предметов и понятий.

«РАСКРАСЬ УЗОР»

Цель: учить создавать орнаментальные узоры, ипользуя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференцировании теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов различных цветов.

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ» «СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте оттенка цвета, учить воспринимать и определять оттенки цвета. Обогащать речь детей словами «светлый, светлее», «темный,темнее», «оттенок»

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития сенсорного восприятия мемо парочки «Цвета и фигуры» Настольная игра Мемо Найди пару помогает в развитии зрительной памяти, внимания и навыков счета. Суть игры заключается в том, чтобы чаще.

Игры на развитие фонематического восприятия «Шпаргалка для родителей старших дошкольников» Уважаемые родители!Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Фонематическим восприятием или фонематическим.

Конспект подгруппового занятия по формированию сенсорных эталонов восприятия цвета «Синий цвет» Тема НОД: «Синий цвет». Цель. Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Задачи: упражнять в нахождении и назывании предмета.

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия цвета «Подружимся с цветами красный, синий, желтый» Конспект занятия по развитию зрительного восприятия цвета «Подружимся с цветами красный, синий, желтый»Цель: Развивать зрительное восприятие.

Занятие по обучению восприятия цвета в младшей группе Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие,радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет.

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Изобразительное творчество - это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством.

Открытое занятие в младшей группе на развитие восприятия цвета «Зайка — путешественник» Открытое занятие в младшей группе на развитие восприятия цвета. «Зайка – путешественник». Цель: обогащать опыт детей в действиях с предметами.

Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР Тема: "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР" Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,.

Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания. Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать.

Реферат «Развитие у дошкольников предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства» 1. Актуальность проблемы на современном этапе. Государство признаёт детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развитие восприятия цвета у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 15:03
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июня. День игр с водой на МААМ

Важному энергетическому ресурсу, без которого жизнь на планете Земля невозможна, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой идей, как провести этот праздник, и...

14 июня. День солнышка на МААМ

Не зря всё-таки Солнышко рисуют чаще всего с добрым и улыбающимся лицом. Всё живое нуждается в нём. Если много дней подряд оно не появляется из-за туч, то мы скучаем по нему и грустим. А когда появится...


Горячие темочки