Нелли Хайдаршина
Развитие эйдетической памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эйдетической памяти у детей дошкольного возраста
Подготовила
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №11»
Хайдаршина Н. Т.
Эйдетическая (греч. «эйдос»- образ) особый вид памяти. Эйдетика это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать.
Публикация «Развитие эйдетической памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Использование эйдетических форм обучения позволяет решить: развитие всех видов памяти; активизировать умственные процессы; развитие скорости и гибкости мышления, наблюдательности, воображения, внимательности; способствовать развитию образной памяти и природных способностей обучающихся; задачи на развитие познавательных способностей.
В большинстве детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память.
Такое обучение противоречит заложенному природой процессу развития мозга. Поэтому дети, особенно дошкольного возраста, испытывают чувство психологического дискомфорта. Современные научные исследования показывают, что причиной многих болезней является постоянный психологический дискомфорт.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Эйдетика – одно из уникальных направлений учения в психологии, которое направлено на изучение эйдетизма. Как известно эйдетизм представляет собой специфический вид памяти, основанный на зрительных образах, впечатлениях. Он расширяет возможности детей дошкольного возраста. Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю эйдетические схемы, алгоритмы. В процессе занятий мы с детьми используем схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по-другому, использовать для себя его полезные секреты. Даёт возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.
Польза эйдетизма для ребенка заключается не только в лёгкости запоминания объектов, текстов, цифр, иностранных слов, лиц, формул, и т. д. Но в целом он облегчает любое усвоение материала, что особо важно в процессах обучения и работы с детьми дошкольного возраста, сокращает время выполнения заданий, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно и необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.
Таким образом, как уже было сказано выше, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие эйдетизма будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой с детьми дошкольного возраста. Так в своей группе совместно с детьми мы разработали ряд эйдетических таблиц : к сюжетно-ролевым играм, к исследовательской деятельности, которыми дети могут пользоваться как в свободное время, так и на занятиях.