Развитие экологического самосознания дошкольников посредством проведения природоохранных акций

Ирина Ворошилова
Развитие экологического самосознания дошкольников посредством проведения природоохранных акций

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ

Ворошилова Ирина Николаевна

Россия, городской округ город Бор,

e-mail: irinavorosh@yandex.ru

Аннотация. Подготовить любого ребенка к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью - общая цель всех экологических проектов, реализуемых в детском саду №15 «Солнышко». В статье рассматривается реализация природоохранных акций, являющихся оптимальной формой работы с детьми для развития у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающемся обществе наряду с созидательными успехами оказывает нежелательные влияния на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Формирование экологического мировоззрения дошкольников и их семей - одно из приоритетных направлений педагогической работы МБДОУ детский сад №15 «Солнышко». К этому есть все основания. В нашем городе на протяжении нескольких лет реализуется уникальный для Нижегородской области проект компании «Магистраль Инвест» по раздельному сбору мусора. Один из авторов этой идеи - депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Борисович Чугрин. Он стал инициатором проведения природоохранной акции «Сделай свой город чистым» в нашем детском саду. Участие в ней детей и родителей – это уникальная возможность проявить себя и принести пользу окружающей природе родного края. Каждый человек мечтает жить в красивом чистом городе. Как сохранить чистоту города? Мусор – зрелище не из приятных. И разве не заботит нас, по каким улицам мы ходим, что нас окружает - чистота или захламленность. Наша планета ждет нашей помощи, если мы не будем убирать за собой, она превратится в свалку. Акция «Сделай свой город чистым» направлена на формирование активной жизненной позиции, помогает убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей среды и даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение. Мы поставили перед собой следующие задачи: сформировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; сформировать потребности и привычки экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни; развить систему практических умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. Нами была определена структура природоохранной акции, которая включала в себя следующие четыре взаимосвязанных этапа. Подготовительный этап - направлен на погружение детей в проблематику темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера. Познавательно-исследовательский этап - направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов. Практический этап - направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе. Пропагандистский этап - направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к природе у сверстников, младших дошкольников и взрослых, вовлечение их в природоохранную деятельность на закрепление основ экологических знаний детей, на воспитание устойчивого эмоционально-ценностного отношения к природе. Проведение природоохранной акции представляло собой комплексную систему мероприятий, реализация которых прошла через различные формы и методы экологического образования и виды детской деятельности. Вместе с детьми беседовали о мусоре, какие виды мусора бывают, размышляли, чем он вреден. Разучивали стихотворение «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва. Для поддержания интереса к теме и закреплению знаний создали и показали детям презентации: «Мусор – наш враг» и «Чудеса из мусора». Реализовывали проекты: «Что можно сделать с массой бытовых отходов?», «Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину?». Проводились опыты «Сделаем из макулатуры новую бумагу». Дети с желанием занимались уборкой территории на участках детского сада. Проводился конкурс совместного семейного творчества по изготовлению поделок из бытовых отходов на тему: «Вторая жизнь упаковки», плакатов, посвященных охране окружающей среды. Акция сопровождалась наглядной агитацией: листовками, буклетами, памятками, плакатами. Результатом работы стало проведение развлечения «Чистый город», участниками которого были воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, родители, педагоги; оформлена книга, в которой собраны экологические стихи, творческие рассказы и сказки, сочиненные детьми совместно с родителями, их рисунки, фотографии. Опыт работы детского сада по данному направлению был представлен в СМИ по Борскому телевидению. Проведение природоохранной акции «Сделай свой город чистым» стало хорошей традицией нашего детского сада. Участие в ней помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

Список литературы.

1. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. – С. 110 - 114.

2. Кучина, С. Давайте любить землю / С. Кучина // Дошкольное воспитание. - 2004. -№7. – С. 54-59.

3. Николаева, Т. Экология детства // Дошкольное воспитание. - 2006.-№7. –С. 115- 118.

4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему: «Развитие.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Программа саморазвития воспитателя «Развитие познавательной активности посредством экологического развития» на 2015–2018 г «Экологическое воспитание – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и и счастливо жить в будущем мире».

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания Актуальность XXI век стал веком колоссальных перемен. Те фундаментальные открытия, которые были сделаны в XIX и в самом начале XX века,.

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте .

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие экологического самосознания дошкольников посредством проведения природоохранных акций
Опубликовано: 5 мая 2017 в 10:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...
Фотоочерк с выставки «Мир женщины»
Уважаемые коллеги! В летнее время каждый год в Краснодарском краевом выставочном зале проходит выставка "Мир женщины". Я всегда с нетерпением жду эту...
Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы. Стенгазета «Дымковская...
Чолич Олеся Игоревна ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская ДОП "Астрадамская" Коллективная работа детей старшей разновозрастной группы Стенгазета "Дымковская...