Получи документы

«Развивая руки, развиваем речь». Семинар-практикум для родителей

Ирина Мухина
«Развивая руки, развиваем речь». Семинар-практикум для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики

детей. Показать взаимосвязь между развитием движений пальцев рук и становлением речи. Научить родителей приёмам, играм, способствующим решению данной задачи для того, чтобы они могли заниматься с детьми дома.

Ход.

Публикация «„Развивая руки, развиваем речь“, Семинар-практикум для родителей» размещена в разделах

В музыкальном зале (или групповой комнате) оформлена выставка литературы и пособий по теме семинара.

––Добрый вечер, сегодня наше практическое занятие посвящено интересной проблеме: способствуют ли развитию речи игры с пальчиками и почему этим играм необходимо уделять особое внимание.

У детей при различных речевых нарушениях отличается выраженная в разной степени моторная недостаточность, особенно часто – отклонения в развитии движений пальцев рук. Учёные, изучающие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудниками института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцовой). На основе исследований выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

––Почему так? А потому, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием сигналов (импульсов, идущих в мозг от пальцев рук.

––Сейчас своими наблюдениями за сыном Колей с ними поделятся Татьяна Фёдоровна. (О влиянии на речевое развитие конструктора «Лего», который они приобрели для сына в 3 года).

––Спасибо, я думаю, что этот пример ещё раз подтверждает связь между пальцами рук и развитием речи.

Таким образом, пальчиковые игры являются эффективным средством развития тонкой моторики у дошкольников. Они обеспечивают хорошую тренировку пальцев, нормализуют тонус мышц, стимулируют тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга, способствуют развитию умения слушать и понимать, улавливать ритм речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, происходит подготовка руки ребёнка к рисованию и письму.

Уровень развития тонкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развитие мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Занятие по развитию движений рук должны поводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Существует несколько видов пальчиковых игр: 1) игры с предметами; 2) выполнение фигурок из пальцев; 3) пальчиковые игры, сопровождающиеся стихами.

Остановимся более подробно на каждом из них.

Игры с предметами.

1. Попросите ребёнка вытянуть верёвку по прямой линии, затем выполнить «змейку», «лесенку», круг, квадрат, треугольник. Предложите намотать верёвочку на руку, размотать и сложить вдвое, вчетверо, держа в руках – не раскладывая на столе или на полу. Закутайте два пальца ребёнка в шнурке. Пусть он распутает их. Научите плести узор из верё вочки: кончик верёвочки обмотайте вокруг мизинца, затем обведите снизу под безымянным, сверху на средний снизу на указательный, сверху на большой, и обратно.

Из цветного картона вырежьте разные фигуры: цветочки, звёздочки, кружки. Проделайте в середине фигурок отверстие и предложите ребёнку нанизывать их на верёвочку. Когда ребёнок овладеет техникой нанизывания попросить его располагать фигуры в определённой последовательности. Можно предложить ребёнку зашнуровывать макет ботинок, застёгивать и отстёгивать фигурки на пуговицах.

2. Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит его между ладонями и, вращая, перемещает от основание ладоней к кончиками пальцев.

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать и перемещать карандаш между пальцами одной руки.

3. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Предложите ребёнку выщипать двумя пальцами полукружье со сгибов.

4. Попросите ребё нка прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой рукой и поймать левой.

5. Выложите из пуговиц красивый узор или фигуру, чередуя их по цвету, форме, величине.

6. На листе бархатной бумаги разложите разноцветные кружки. Ребёнок должен присоединять к «воздушному шарику» ниточки того же цвета (тонкие шерстяные нитки будут хорошо прилегать к ворсистой бумаге). Приподняв нижний край кружка, подложите под него кончик подходящей по цвету нитки.

7. Из спичек или из счётных палочек можно выкладывать разные геометрические фигуры, мебель, машины и т. д. Круги из цветного картона дополнят изображение.

8. Мозаика, конструктор, матрёшки, кубики, разрезные картинки – бесценный материал для интенсивного развитие движений пальцев рук, развитие психических процессов.

Фигурки из пальцев.

Для тренировки пальцев можно использовать упражнение без речевого сопровождения. Попробуем:

1) «Пальчики здороваются»; 2) «Человечки» (указательный и средний пальцы рук «бегают» по столу); 3) «Домик»; 4) Пароход; 5) «Шарик надувается»; и т. д.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворным текстом.

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям научиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», и т. д.

А теперь давайте вместе попробуем выполнить несколько пальчиковых игр.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот. На зелёный,

на лужок. Приходи и ты,

дружок.

«Повстречались»

Повстречались два котё нка: «Мяу–мяу!»

Два щенка: «Ав–ав»,

Два жеребё нка: «Иго–го!»,

Два ягнё нка: «Ме–ее»,

Два быка: «Му–у!»

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

«Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

«Лодочка»

Две ладошки прижму и

По морю поплыву.

Две ладошки, друзья,–

Это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем, поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбаки.

Надеюсь, что из сегодняшней нашей встречи вы взяли много полезной её в работе со своими детьми.

Предлагаю вам литературу,которая предложена вашему вниманию на нашей выставке, в ней вы сможете найти другие разнообразные игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей.

Публикации по теме:

«Чтобы четко говорить будем с пальцами дружить»«Чтобы четко говорить будем с пальцами дружить» В логопедической работе большое значение уделяется формированию тонких движений пальцев рук. Развивая мелкую моторику происходит стимуляция.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развивая руки, развиваем речь». Семинар-практикум для родителей
Опубликовано: 17 сентября 2013 в 17:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развивая руки, развиваем речь». Семинар-практикум для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мухина (УИ 123659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД