Ирина Мухина
«Развивая руки, развиваем речь». Семинар-практикум для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики
детей. Показать взаимосвязь между развитием движений пальцев рук и становлением речи. Научить родителей приёмам, играм, способствующим решению данной задачи для того, чтобы они могли заниматься с детьми дома.
Ход.
Публикация «„Развивая руки, развиваем речь“, Семинар-практикум для родителей» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В музыкальном зале (или групповой комнате) оформлена выставка литературы и пособий по теме семинара.
––Добрый вечер, сегодня наше практическое занятие посвящено интересной проблеме: способствуют ли развитию речи игры с пальчиками и почему этим играм необходимо уделять особое внимание.
У детей при различных речевых нарушениях отличается выраженная в разной степени моторная недостаточность, особенно часто – отклонения в развитии движений пальцев рук. Учёные, изучающие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Сотрудниками института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцовой). На основе исследований выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
––Почему так? А потому, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием сигналов (импульсов, идущих в мозг от пальцев рук.
––Сейчас своими наблюдениями за сыном Колей с ними поделятся Татьяна Фёдоровна. (О влиянии на речевое развитие конструктора «Лего», который они приобрели для сына в 3 года).
––Спасибо, я думаю, что этот пример ещё раз подтверждает связь между пальцами рук и развитием речи.
Таким образом, пальчиковые игры являются эффективным средством развития тонкой моторики у дошкольников. Они обеспечивают хорошую тренировку пальцев, нормализуют тонус мышц, стимулируют тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга, способствуют развитию умения слушать и понимать, улавливать ритм речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, происходит подготовка руки ребёнка к рисованию и письму.
Уровень развития тонкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развитие мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
Занятие по развитию движений рук должны поводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.
Существует несколько видов пальчиковых игр: 1) игры с предметами; 2) выполнение фигурок из пальцев; 3) пальчиковые игры, сопровождающиеся стихами.
Остановимся более подробно на каждом из них.
Игры с предметами.
1. Попросите ребёнка вытянуть верёвку по прямой линии, затем выполнить «змейку», «лесенку», круг, квадрат, треугольник. Предложите намотать верёвочку на руку, размотать и сложить вдвое, вчетверо, держа в руках – не раскладывая на столе или на полу. Закутайте два пальца ребёнка в шнурке. Пусть он распутает их. Научите плести узор из верё вочки: кончик верёвочки обмотайте вокруг мизинца, затем обведите снизу под безымянным, сверху на средний снизу на указательный, сверху на большой, и обратно.
Из цветного картона вырежьте разные фигуры: цветочки, звёздочки, кружки. Проделайте в середине фигурок отверстие и предложите ребёнку нанизывать их на верёвочку. Когда ребёнок овладеет техникой нанизывания попросить его располагать фигуры в определённой последовательности. Можно предложить ребёнку зашнуровывать макет ботинок, застёгивать и отстёгивать фигурки на пуговицах.
2. Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит его между ладонями и, вращая, перемещает от основание ладоней к кончиками пальцев.
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать и перемещать карандаш между пальцами одной руки.
3. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Предложите ребёнку выщипать двумя пальцами полукружье со сгибов.
4. Попросите ребё нка прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой рукой и поймать левой.
5. Выложите из пуговиц красивый узор или фигуру, чередуя их по цвету, форме, величине.
6. На листе бархатной бумаги разложите разноцветные кружки. Ребёнок должен присоединять к «воздушному шарику» ниточки того же цвета (тонкие шерстяные нитки будут хорошо прилегать к ворсистой бумаге). Приподняв нижний край кружка, подложите под него кончик подходящей по цвету нитки.
7. Из спичек или из счётных палочек можно выкладывать разные геометрические фигуры, мебель, машины и т. д. Круги из цветного картона дополнят изображение.
8. Мозаика, конструктор, матрёшки, кубики, разрезные картинки – бесценный материал для интенсивного развитие движений пальцев рук, развитие психических процессов.
Фигурки из пальцев.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнение без речевого сопровождения. Попробуем:
1) «Пальчики здороваются»; 2) «Человечки» (указательный и средний пальцы рук «бегают» по столу); 3) «Домик»; 4) Пароход; 5) «Шарик надувается»; и т. д.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворным текстом.
Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям научиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», и т. д.
А теперь давайте вместе попробуем выполнить несколько пальчиковых игр.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
«На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. На зелёный,
на лужок. Приходи и ты,
дружок.
«Повстречались»
Повстречались два котё нка: «Мяу–мяу!»
Два щенка: «Ав–ав»,
Два жеребё нка: «Иго–го!»,
Два ягнё нка: «Ме–ее»,
Два быка: «Му–у!»
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
«Цветы»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
«Лодочка»
Две ладошки прижму и
По морю поплыву.
Две ладошки, друзья,–
Это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем, поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбаки.
Надеюсь, что из сегодняшней нашей встречи вы взяли много полезной её в работе со своими детьми.
Предлагаю вам литературу,которая предложена вашему вниманию на нашей выставке, в ней вы сможете найти другие разнообразные игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей.