Получи документы

Развивающая предметно — пространственная среда в группе слабовидящих детей в соответствии с ФГОС

Надежда Данишкина
Развивающая предметно — пространственная среда в группе слабовидящих детей в соответствии с ФГОС

Важной задачей МА ДОУ при введении ФГОС становиться совершенствование педпроцесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно – пространственной среды.

Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда в группе слабовидящих детей в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в группе учитывалось всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, а также эмоциональной сферы с учётом темпа продвижения каждого ребёнка и побуждает его к активному действию. При формировании развивающей предметно-пространственной среды группы учитывалисьпринципы её построения, рекомендованные ФГОС :

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности;

- принцип стабильности – динамичности;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости и закрытости;

- гендерный принцип;

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Одной из наиболее актуальных проблем детей c нарушением зрения является ориентировка в пространстве и мобильности, т. к. частичная потеря зрения вызывает у детей затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. Актуальность этой проблемы заключается ещё и в том, что неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности слабовидящих детей продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром.

Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться слабовидящего ребенка.

В процессе социально – бытовой ориентировки решаются следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений об окружающем мире на основе использования сохранных анализаторов.

2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.

3. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации.

Коррекционная направленность при организации развивающей среды реализуется по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений.

-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством;

-развитие движений;

-развитие навыков мобильности.

И,поэтому, в группе созданы следующие образовательные центры, направленные на:

1. Развитие мелкой моторики.

Хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения.

Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту, игрушками, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

Осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах.

При обследовании предметов воспитатель управляет руками ребенка (приём рука на руке, накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент нужно стараться заинтересовать ребенка. Для этого в групповом помещении созданы следующие игровые центры для свободной деятельности:

- «Я тебя знаю!» : учатся узнавать предметы на ощупь;

- «Я хочу погулять с тобой!» : учатся распознавать подошвами ног некоторые покрытия;

- «Я хочу поиграть с тобой!» : учатся обследовательским действиям;

- «Я хочу дружить с тобой!» : учатся различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме; весу; температуре; характеру поверхности; материалу;

- «Я хочу дотронуться до тебя!» : учатся способам активного осязания. Дети учатся правильной позе при обследовании предметов, находящихся выше и ниже роста ребенка, обнаружении предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Задача педагога сформировать правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушками-каталками. Учатся ходить в паре, согласовывая движения рук и ног, сохраняя при этом правильную позу.

- «Я расскажу тебе где я!» : учатся соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями (Скажи, где ты находишься? Какая это комната).

Тем самым у слабовидящего ребенка формируются представления о предметах, наполняющих пространство и учатся использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

Дети изучают пространственную соотнесенность предметов, местоположение предметов. Основой обучения на этом этапе, является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями.

3. Большое место в предметно - образовательной среде отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

4. Центр познавательно-исследовательской деятельности представлен объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, «лото». Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с песком и водой.

Структурными компонентами центра являются растения, сезонные растительные объекты, объекты Часть объектов размещена на дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).

Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре двигательной активности в группе создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности слабовидящих детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития и вызывает у дошкольников положительные эмоции.

5. Центр речевой деятельности в группе слабовидящих детей оборудован библиотекой, в которой представлены сказки и картинки в достаточном количестве. Один раз в неделю в гости к слабовидящим детям приходят в гости волонтеры, вместе с ними дети играют, смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства : пальчиковый театр, би-ба-бо, театр ложек.

Для того чтобы дети узнавали о жизни своих предков, в группе создаются мини-музеи быта народов России, коллекции, которые знакомит детей с особым миром уральской самобытной культуры.

6. Для формирования собственного "Я" и адаптации ребенка к системе межличностных и социальных отношений созданы специальные уголки, в которых дети могут организовать сюжетную коллективную игру, уединиться в уголке ряженья и уединения, вместе с педагогом или самостоятельно с детьми организовать драматизацию любимой сказки. Для наших воспитанников это направление работы важно, т. к. у детей с нарушениями зрения недостаточно сформирована мимика, пантомимика, эмоциональная выразительность.

В построении предметно-пространственной среды в группе слабовидящих детей был сделан упор на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. Поэтому в группе 100% созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически и физически защищенным.

В группе слабовидящих детей созданы оптимальных условий для деятельности глаз;

1. Система гигиенических мероприятий:

- Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения, оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью, удобного и безопасного расположения мебели.

- Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований как то размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр.

- Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.

2. Профилактика появления зрительного:

- Соблюдение режима дня и режима учебных занятий для предупреждения общего и зрительного утомления.

- Проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.

- Использование уголков и элементов психогимнастики, релаксационных игр

Эмоциональное благополучие каждого слабовидящего ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания, которые являются главным в социальной адаптации и успешности в дальнейшей жизни слабовидящего ребенка.

Публикации по теме:

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Организация проектной деятельности дошкольников по созданию огорода на окне В соответствии с Федеральным Государственным Стандартом важной задачей дошкольных образовательных организаций является совершенствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно — пространственная среда в группе слабовидящих детей в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 20:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД