Развивающее обучение в начальной школе

Любовь Чижикова
Развивающее обучение в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения.Цель технологии: формирование у детей устойчивого интереса к знаниям, стремление к самообразованию. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие школьника. При таком обучении дети учатся способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления. Это обеспечивает готовность ребёнка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Перед учащимися ставится проблема.Дети при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения: строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным результатам. Это создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью чётких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, ещё не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают. Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение.

Функции учителя:

1. Функция обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.

2. Функция сопровождения. Педагог должен стать участником общего учебного поискового действия.

3. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. Цели рефлексии — вспомнить изученный материал.

В центре внимания учителя оказывается поиск приёмов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов.

Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Особенностями урока являются:

1. Организация познания — «от учеников», т. е. того, чего они знают или не знают.

2.Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.

6. Гибкая структура.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя.

Проблемное обучение. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия.

При развивающем обучении качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны. Задача учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития.

Публикации по теме:

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Презентация «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей нарушениями речи» Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. На сегодняшний.

Личностно-ориентированное развивающее обучение в детской школе искусств Данная статья посвящена проблематике личностно- ориентированного развивающего обучения. В нашей школе искусств такое обучение является основой.

Патриотическое воспитание в начальной школе (из личной педагогической практики) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной.

Проектная деятельность в начальной школеПроектная деятельность в начальной школе рамках изучения темы факультативного занятия "Конструирование из геометрических фигур", попробовали создать проекты детских спортивных.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) "Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. ".

Сценарий выпускного в начальной школе Учитель: - Дорогие ребята! Дорогие родители! Мы все немного волнуемся. Ведь сегодня у нас необычный день – прощание с начальной школой.

Выпускной в начальной школе Выпускной — это всегда волнительное мероприятие, позволяющее ученикам перейти на новый этап своей жизни. Выпускаясь из младшей школы, ученики.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающее обучение в начальной школе
Опубликовано: 12 августа 2018 в 11:54
+110Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Фотоотчёт о проведении спортивного Флешмоба к Всемирному Дню здоровья
7 апреля в нашем детском саду «Чебурашка» прошёл спортивный Флешмоб посвящённый Всемирному Дню здоровья, в нем приняли участие 13 групп детского сада....
Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения
Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения. В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и...
Физкультурный досуг «Наши ножки топают, а ладошки хлопают» с детьми раннего возраста
Цель. Развитие двигательной активности. Задачи. Развивать умение повторять движения за воспитателем. Воспитывать активность в ходе досуга. Закрепить...