Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников»

Наталья Козлова
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников»

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, поэтому важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Современное образование является развивающим, что предполагает развитие

творческих способностей. Это имеет очень большое значение в развитии ребенка:

- расширяется кругозор;

- обеспечивается словарный запас;

- развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- происходит развитие моторных навыков.

Мир детства - это мир игры. Необходимо, чтобы игра увлекала ребенка, давала ему здоровую и интересную «пищу» для ума, достаточно сложную, причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом ребенка, опережая его развитие. Это всё дают игры нового типа, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Развивающие игры важны в дошкольном возрасте. У них необычно широкий диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому ими можно легко увлечь любого ребёнка.

Развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой материал и правила игрового действия. Всё это определяется целью игры, которая имеет несколько аспектов:

- познавательный - чему мы должны научить ребенка;

- воспитательный - что мы воспитываем в ребенке;

- развивающий - развитие его определенных психических процессов или

способностей.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;

- постепенное усложнение обучающей задачи;

- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач.

Спектр развивающих игр широк и разнообразен. Очень часто они выступают составной частью занятий. Играя в такие игры, ребенок сам делает, пусть маленькое, но своё открытие. Поэтому в воспитательно-образовательном пространстве детского сада развивающие игры востребованы, подчеркивают свою целесообразность и уникальность.

В своей работе я использую разные виды развивающих игр, но особую роль отвожу играм, направленным на развитие мелкой моторики рук. Так как известно, что пальцевая моторика связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей также находится

в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Отсюда вывод: чем раньше и лучше у ребенка развита моторика рук, тем быстрее и успешнее идет его всестороннее развитие.

Поэтому тренировку пальчиков у детей я начинаю с двухлетнего возраста. Вначале обучаю детей приемам самомассажа рук. Провожу его ежедневно, несколько раз в день. Начинаю самомассаж с поглаживания пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Далее провожу растирание ладоней, после чего дети выполняют комплекс движений: «Пила», «Утюжок», «Каток», «Краб» и др.

Самомассаж тонизирует кисти рук, подготавливая их к более сложным упражнениям. Для дальнейшей тренировки тонкой моторики у детей полезны такие задания, как: нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, липучек и т. д. С этой целью я изготовила ряд игровых пособий: «Цветные пирамидки», «Собери бусы», «Найди пару», «Удивительный цветок», «Цветочная поляна», игрушку-трансформер «Утенок». Детям эти игры очень нравятся. Играя в них, они развивают не только моторику рук, но и с помощью них учатся выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного и осязательного обследования.

Но с особым увлечением дети играют в развивающие игры с крупой: «Пальчиковый бассейн», «Сухой дождик», «Рисование по сыпучим материалам», «Волшебные макароны». Эти игры привлекают ребят своим творческим потенциалом. В них они удовлетворяют потребности в игре и, одновременно, получают радость от познания.

Игры с крупой - это «тренажер» не только для рук, но и для ума. Они развивают творчество, фантазию, воображение дошкольников.

Все развивающие игры и пособия находятся в доступном для детей месте. Во время наблюдения за свободной деятельностью ребят в группе я отметила, что дети, у которых недостаточно развита двигательная активность пальцев, охотно играли в данные игры и добились определенных успехов. Движения их пальцев стали более раскованными и пластичными.

Привлекая к играм детей, я также провожу работу и с родителями. На родительских собраниях я знакомила мам и пап с данными играми и с методикой работы с ними. Они имели возможность поближе рассмотреть эти пособия и поиграть в них, получили рекомендации по их использованию. Некоторые родители откликнулись на это предложение и стали заниматься с детьми в свободное время, что положительно сказалось на развитии их детей.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что игры, развивающие моторику рук, многому учат детей. С их помощью руки и пальцы ребят становятся послушными, ловкими, подвижными, повышаются навыки самообслуживания, улучшаются: речь, память, внимание и воображение детей. А также развиваются: усидчивость, мышление и целеустремленность.

Все перечисленные навыки и умения являются залогом успешного, а самое главное, своевременного развития дошкольников.

В дальнейшем я планирую продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры будут использоваться для освоения нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить деятельность детей, расширить круг интересов, развить познавательные и другие способности.

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Из опыта работы Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших.

Логоритмика как средство развития речевой моторики, темпа и ритма речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов считаю самообразование. Оно способствует росту профессиональной компетентности.

Презентация для воспитателей в ДОУ «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук» МОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» Мастер-класс для педагогов в ДОУ Тема: Пластилинография как средство развития мелкой.

Описание опыта работы воспитателя «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Описание опыта работы воспитателя Новиковой.

Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей» Актуальность опыта Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных,.

Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи» I. Описание опыта. 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 18:42
+243Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 97.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация «Дикие животные наших лесов»
МБДОУ «Детский сад № 10 «Кораблик» ФИО: Еремеева Наталья Игоревна Место: Красноярский край, г. Лесосибирск Год: 2018 Конспект занятия с...
Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью?»
Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой. Ничто не...
Организации труда в природе «Осенние листья»
Тема: Осенние листья Цель: Приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желания трудиться в коллективе. Посмотреть по стандарту Задачи: Расширить знания...
Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе»
Введение Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами...
Конспект интегрированного НОД по профилактике детского дорожно-транспортного...
Конспект интегрированного урока по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста «По дороге к тетушке Сове»...