Ольга Ратникова
Развивающие игры по сенсорике
▼ Скачать + Заказать документы
«Собери фигуру»
(проводится с группой детей 2-7чел)
Цель: Учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.
Материал: ракушки, карты - образцы, карты - схемы, с контурными изображениями предметов.
Игра «на клумбах»
Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.
Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм.
Публикация «Развивающие игры по сенсорике» размещена в разделах
Описание: Предложить ребенку распределить на клумбах в соответствии с рассказом: белые росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?
Игра «Лабиринт для пальчика»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Материал: дорожка–лабиринт из ракушек и морских камушков.
Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.
Занимательная экспериментально-опытническая деятельность.
«Поплывет—не поплывет».
Подготовить таз с водой и предметы из различных материалов. Из них ребенок выбирает те, которые, по его мнению, поплывут. Свои предположения проверяет, пытается объяснить результаты (в том числе и те, которые не оправдали его ожиданий).
«Буря в стакане»
Возраст: 4-6 лет.
Цель игры : формировать представление о том, что вода насыщается воздухом. Материал: стакан с кипяченой водой, соломинки с разной шириной отверстия и разной длины.
Описание игры : педагог рассказывает, что в Стране воды много разных жителей. Она предлагает детям вспомнить тех, кто живет в воде. И рыбы, и раки, и пиявки живут в воде. Они в ней передвигаются, питаются и дышат. А как же воздух попадает в воду? Взрослый ставит перед ребенком стакан с кипяченой водой и предлагает подуть в воду через соломинку. Бурление воды показывает, как воздух стремится на поверхность. Он легче воды. В то же время можно обратить внимание детей на то, что вода насыщается воздухом. Об этом нам говорят маленькие пузырьки, которые образуются на стенках стакана. Игра вызывает большой всплеск эмоций у детей. Можно предложить ребенку подуть в соломинки с разной шириной отверстия и разной длины и понаблюдать, когда вода будет бурлить бурно, а когда спокойно.
«Цветная вода»
Возраст – 4-5 лет
Цель игры : продемонстрировать свойства воды.
Материал: для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Описание игры : расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства" : "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь. опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
«Тонет — не тонет».
Возраст: 3-6 лет.
Цель игры : формировать представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут.
Материал: миска с водой, разнообразные мелкие предметы.
Описание игры : предлагаем поиграть в игру-загадку. Показываем предмет, а дети угадывают: тонет ли этот предмет в воде или нет. После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют. Желательно подобрать предметы различной величины и из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические, стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок достает предмет из воды и в одну коробочку кладет плавающие предметы, а в другую - тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.
«Рисование на снегу»
Возраст: 4-6 лет.
Цель игры : формировать представление о том, что снег пластичный и легко уплотняется даже при нажатии тоненькой палочкой.
Материал: палочки для рисования на снегу.
Описание игры : Снегурочка рассказывает, что она очень любит, когда кругом все красиво. Иногда она разукрашивает инеем деревья, окна в домах и предлагает детям помочь ей украсить Страну снега. Педагог перед небольшой группой детей рисует палочкой на снегу понятные детям изображения и сопровождает их пояснениями и предлагает каждому ребенку что-либо нарисо-вать. Рассматривая нарисованное, она расспрашивает, кто что - нарисовал и хвалит.
«Печатание на снегу»
Возраст: 3-6 лет.
Цель игры : закреплять представление у детей о том, что снег легко уплотняется. Материал: штампы - силуэты животных и птиц для печатания на снегу, ведерки.
Описание игры : Зайка- зазнайка рассказывает, что следы на снегу можно оставлять при помощи не только ног, но и разных приспособлений для печатания на снегу. Для этого могут подойти и ведерки, и лопатки, и обручи, и всевозможные штампы. Педагог показывает их и рассматривает вместе с детьми. Он прикладывает штампы к гладкой поверхности снега и слегка прижимает их. Дети узнают изображения, называют их. Затем печатают сами дети.
«Рисуем следами»
Возраст: 3-6 лет.
Цель игры : закреплять представление о том, что снег уплотняется и на нем можно оставлять следы.
Материал: снег.
Описание игры : предлагаем детям нарисовать при помощи следов свою, непохожую на другие дорожку. Она может быть широкая или узкая, прямая или извилистая, длинная или короткая, круглая или угловатая и с использованием ходьбы приставным шагом, боком, прямо, елочкой или спиной вперед и т. п. Следует обратить внимание детей на то, что следы будут красивыми и аккуратными, если снег уплотнять ногой равномерно. После игры можно предложить всем детям рассмотреть следы, которые они оставили. Как вариант игры можно предложить одному ребенку закрыть глаза или отвернуться. А кому-нибудь из детей повторить на ровном снегу свою дорожку. Первый ребенок должен угадать, кто из детей оставил следы на дорожке.
"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые.
"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку"
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?