МААМ-картинки

Развивающие речевые игры по теме: «Животные Севера»

Валентина Соломка
Развивающие речевые игры по теме: «Животные Севера»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Колпинского района Санкт-Петербург

Развивающие речевые игры по теме : "Животные Севера"

для детей старшего дошкольного возраста

краткосрочный

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург 2020г.

Публикация «Развивающие речевые игры по теме: „Животные Севера“» размещена в разделах

Развивающие речевые игры по теме : "Животные Севера"

Предлагаю интересные игры с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления знаний по теме "Животные Севера"

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи у детей.

Задачи:

-закрепление обобщающего понятия «животные Севера»;

-образование существительных суффиксальным способом;

-образование сложных прилагательных с помощью соединительного гласного «о»;

-образование превосходной формы существительных;

-согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа;

-согласование числительных с существительными;

-изменение существительных по падежам;

-использование в речи предлогов;

-формировать умение составлять рассказ по предложенной схеме;

- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде, детенышах);

- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, пингвин, северный олень, рога, копыта, шерсть).

-здоровьесберегающие: физминутки, массаж пальцев, подвижные игры, пальчиковая гимнастика;

Развивающие :

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

-развитие внимания, мышления и памяти;

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.

Словарь:

-существительные: белый медведь, морж, северный олень, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.

-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый.

-глаголы: плыть, бегать.

Лексическая тема

«Животные Севера»

Физкультминутки

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

Ребята, послушайте загадку.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (Северный олень)

«Кто на Севере живёт

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).

Сугробы – не трава.

Над ними тихо кружит

Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,

руки в стороны)

Игра на координацию речи с движением

«Морж»

На морской валун прилег

(Дети садятся на корточки, обнимают колени)

Толстый кожаный мешок,

Он ракушками объелся

( Двустворчатая ракушка из ладоней: створки открываются и закрываются)

И решил вздремнуть чуток.

(Обе ладони под щеку)

А у этого мешка

(Дети встают, ноги на ширине плеч)

Здоровенных два клыка,

(Ладони сжаты в кулаки, движение от подбородка резко вниз)

Ласты-ноги, ус-щетина,

(Свободные взмахи ладонями - ласты)

В складки собраны бока.

(Руки на пояс, несколько раз «прихватить складки»)

Только ты его не трожь,

(Погрозить пальцем)

Пусть поспит немножко морж.

(Ладони под щеку, голову склонить набок).

Массаж пальцев

«На севере белый мишка живёт…»

На севере белый мишутка живёт,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку)

Раздели слова на слоги: (хлопками)

мед – ведь, морж, жи – вот – ны – е, тю – лень, пе – сец, пинг-вин, о-лень, о-ле-нё-нок, мор-жо-нок, со-ва

Пальчиковая гимнастика

«Животные севера»

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные.

(«Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан.

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Массаж пальцев

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)

Животных целая семья :

У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная с большого)

У тюленя - тюленёнок,

У пингвина- пингвинёнок,

У оленя - оленёнок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Рыбки дам тюленю,

Мишке белому- медка,

А моржу дам молока.

Пальчиковая гимнастика

-Мальчик-с-пальчик, где ты был?

-Я по северу бродил.

Встретил там песца, тюленя,

Горностая и оленя,

Белого медведя встретил

И моржа я там замет

И кита увидел в море

Даже чаек на просторе.

Всем подарки я дарил,

Всяк меня благодарил!

Животные Севера

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети показывают поочерёдно пальцы

ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

Загадки

Да, этот случай очень редкий –

На голове растут две ветки.

(Оленьи рога)

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Олень)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями цап -

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза -

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.

(Полярная сова).

Что за хищник здесь такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (Северный олень)

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом.

(Собаки-лайки)

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он.

(Тюлень)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный …

(Олень).

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

(Белый медведь).

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый. (Морж)

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит - зубом щелк:

Белый - бедный, сытый …

(Волк).

Ловкий маленький зверек,

Живет на Севере суровом.

Шерсть его блестит, как шелк,

Как цвет блестящего покрова.

(Песец).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень).

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец).

Любим штормы, а не штиль мы,

То есть тишь да моря гладь.

Безо всяких взмахов крыльев

Можем сутками летать. (Альбатросы).

Речевые игры

Игра «Составь предложение»

Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Игра «Подбери признак»

Если это олень, то у него большие рога, сильные копыта, длинные ноги, короткий хвост, теплая шерсть.

А если это песец, то у него …

А если это морж, то у него …

А если это тюлень, то у него

Кто у кого?

У оленя – олененок – оленята

У моржа - … - ….

У медведя - … - ….

У совы - Придумай слова – определения:

(по 3 к каждому слову)

Медведь (какой) – белый, неуклюжий, косолапый.

Песец (какой) – ….

Олень (какой) – …

Сова (какая) - ….

Игра «Скажи какой»

Морж (какой)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой) - красивый, быстрый, грациозный, рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный;

Тюлень (какой) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой) – огромный, сильный, толстолапый. Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени

Скажи правильно:

• 1 песец – 2 …. – 5 ….

• 1 морж – 2 …. – 5 ….

• 1 медведь – 2 …. – 5 …

• 1 сова – 2 …. – 5 ….

Игра «Один — много»

Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

Игра «Чья, чей, чьи?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая). У песца лапы (чьи? какие). У моржа

бивни (чьи? какие). У оленя рога (чьи? какие). У пингвина клюв (чей? какой).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Морж, тюлень, оленёнок, медведь.

Соболь, песец, белая сова, морж.

Тюлень, олень, пингвин, соболь.

Морж, моржиха, морс, моржонок.

Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.

Медведь, Север, песец, соболь.

«Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок

(белые волчата…

«Чей, чья, чье, чьи?»

Чей это хвост? Нос?.

(Это медвежий хвост. Это медвежий нос).

Чья это голова? Шея?.

(Это медвежья голова. Это медвежья шея).

Чье это ухо? Туловище?.

(Это медвежье ухо. Это медвежье туловище).

Чьи это лапы? Усы?.

(Это медвежьи лапы. Это медвежьи усы).

Изменить слова по вопросам:

Белый медведь…

Умеет.. Что делал? Что делает? Что будет делать?

нырять нырял ныряет будет нырять

ловить ловил ловит будет ловить

плавать плавал плавает будет плавать

добывать добывал добывает будет добывать.

«Сосчитай до пяти» :

- Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре, пять северных оленей;

- Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре, пять полярных сов;

- Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три, четыре, пять клыкастых моржей;

- Один ловкий песец, два ловких песца, три, четыре, пять ловких песцов;

- Один белый медведь, два белых медведя, три, четыре, пять белых медведей.

«Кто, чем питается?»

-Олень питается мхом, травой.

-Волк питается мясом.

-Тюлень питается рыбой.

-Песец – мясом.

-Морж - рыбой.

-Белый медведь - рыбой.

«Назови семью»

Морж – моржиха – моржонок (моржата);

Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);

Белый волк – белая волчица – белый волчонок

(белые волчата…

Изменить слова по вопросам: Белый медведь…

Умеет.. Что делал? Что делает? Что будет делать?

нырять нырял ныряет будет нырять

ловить ловил ловит будет ловить

плавать плавал плавает будет плавать

добывать добывал добывает будет добывать.

Дидактическая игра «Медведи» (по ролям)

Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

Где ты живешь? — В лесу.

А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.

А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу.

Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.

А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый. .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого. .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый.

Бурый медведь спит в берлоге, а белый.

Игра: «Что это значит?»

Дети вытягивают ленты с карточками, на которых написаны слова. Воспитатель предлагает объяснить значения этих слов:

Каюр – погонщик собак или оленей, запряженных в нарты;

Чум - Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов Севера России.

Нарты - Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей.

Оленевод - человек, который занимается разведением олений.

Важенка - местное название самки северного оленя

Считалки

Прилетели в тундру утки

Позолоченные грудки,

Чтоб утяток выводить…

А тебе сейчас водить!

Сильный северный олень

Нас катает целый день!

Но на нарту всем не сесть

- Значит, ты останься здесь

Прибежала к нам лиса

Через реки и леса…

Быстрым зайчиком в кусты

Убегай скорее ты!

Все ребята встали в круг.

Серый волк примчался вдруг!

Он клыкастый погляди!

Самый, смелый выходи!

Сильный северный олень

Нас катает целый день!

Но на нарту всем не сесть

- Значит, ты останься здесь

Вышло солнце из-за туч,

Уронило яркий луч

Прямо в травы и цветы…

Этот лучик ищешь ты!

Художественное слово

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится

С. Антонюк Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

С. Антонюк

Про белого медведя

Шубку белую имеет,

И на севере живет,

Рыбку он ловить умеет,

К ней на льдинке подплывет.

Носик лапкой прикрывает,

Чтоб в снегу не выделяться,

Кто его увидит — знает:

С Мишкой лучше не встречаться!

Так на Севере бескрайнем,

Проживает много лет,

«Бурого» братишка дальний,

Белый Северный медведь.

С. Антонюк

Про оленя

На Севере далеком,

Где зимы круглый год,

А лето лишь намеком,

Олень траву жует.

И голову венчают

Ветвистые рога,

И жители все знают,

Что это — для врага!

Не каждый волк посмеет

Рискнуть и нападать,

Олень всегда сумеет

Отпор достойный дать!

Подвижные игры

«Берегись охотника»

Цель: развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.

«Быстрый олень»

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде «на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.

«Важенка и оленята»

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе. «Звери и птицы»

Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т. д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

«Гонки на оленях»

Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы, обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.

«Льдинки, ветер и мороз»

Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.

Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.

Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».

На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

Дидактические игры к теме «Дикие животные»Дидактические игры к теме «Дикие животные» 1. Дидактическая игра «Посчитай животных и напиши цифру» Цель: пересчитывать предметы и соотносить количество с цифрой; определять,.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера»Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: "Животные севера". Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.

Конспект НОД в подготовительной группе «Животные Севера и Юга»Конспект НОД в подготовительной группе «Животные Севера и Юга» Конспект НОД в подготовительной группе. На тему: «Животные Севера и Юга» Выполнила воспитатель: Серкина Александра Анатальевна Цель: уточнение.

Консультация для родителей «Развивающие игры по теме «Одежда» для детей 4-го года жизни»Консультация для родителей «Развивающие игры по теме «Одежда» для детей 4-го года жизни» На четвертом году жизни ребенка происходит активное развитие словаря и речи. Очень важно в этот период поддерживать интерес ребенка к.

Лэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой первый лепбук «Животные Севера». О том, что это не просто интерактивная папка, а эффективная.

Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы)Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы) Место проведения: МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка им. Суворова Воспитатель Серкина Александра Анатольевна Краткосрочный проект. Актуальность проекта.

Развивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группыРазвивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группы 10 февраля 2017 года день памяти А. С. Пушкина. В этот день 180 лет назад великий русский поэт скончался от ранения, полученного на дуэли.

Развивающие игры по теме «Семья. Мамин день»Развивающие игры по теме «Семья. Мамин день» Прошел праздник, посвященный мужчинам – защитникам Отечества, приближается первый весенний праздник – женский день 8 марта. Все ребята.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие речевые игры по теме: «Животные Севера»
Опубликовано: 12 марта 2020 в 23:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД