Валентина Гранина
Сценарий развлечения «Якутия — край родной, любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять и обогащать знания детей о Якутии. Развивать интерес к национальной культуре. Развивать творческие способности, память. Закрепить навыки драматизации, умения детей передавать характер героев голосом и движениями. Воспитывать любовь к родному краю, активизировать словарь.
Предварительная работа:
Публикация «Сценарий развлечения „Якутия — край родной, любимый“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
Были прочитаны рассказы о Северном крае, о народах севера, о жизни и труде этих народов. Проведены беседы о Якутии «Чем богата Якутия», «Народное искусство Якутии». Знакомили с литературой народов Крайнего Севера : её сказками, в которых отражается специфика труда и быта людей, природа и особенности климата. В повседневной жизни мы знакомили детей с фольклором народов Крайнего Севера : с пословицами, поговорками. В свободное время читали детям стихи национальных поэтов Семёна Данилова, Антонины Кылытваль, рисовали и разукрашивали якутские орнаменты. Рассматривали с детьми картины «На Севере», «Дети Севера», а также иллюстрации одежды, обуви, украшений, посуды, предметов быта.
На занятиях знакомили детей с образцами народного изобразительного искусства, с национальными орнаментами, с народными костюмами. На музыкальном занятии дети учили песни, танцы, слушали якутскую музыку, знакомились с национальным инструментом – хомусом. Знакомили ребят с якутскими национальными подвижными играми народов Крайнего севера : «Соколиный бой», «Перетягивание палки» и др.
Дети входят в зал, здороваются – дорооболорун.
Вед: Где увидишь сразу столько снега и добра. (Слайд 1)
И рубины, и алмазы, и сугробы серебра.
Да, зима у нас сурова, но какая красота!
Звучит гимн Якутии в исполнении воспитателей. (Слайд 2)
Вед: Дети, подтвердите, в какой же республике мы живем?
Дети: В Саха (Якутия).
Вед: Назовите столицу нашей республики.
Дети: Город Якутск. (Слайд 3)
Вед: Дети, а как называется город, в котором мы живем?
Дети: г. Алдан. (Слайд 4)
Вед: А почему его так назвали?
Дети: Потому что на Алдане добывают золото, а золото по- якутски – Алтан.
Стих –ие об Алдане прочитает Саша Савченко.
Я вырос на Алдане золотом,
И думаю с улыбкой, как о чуде,
О золоте таинственном, о том,
Которое берут в ладони люди.
Вед: Дети, и вы, конечно, знаете, как называется наш д/сад.
Дети: Светлячок. (Слайд 5)
Вед: Давайте споем песню о нашем детском саде.
Дети исполняют песню: «Хорошо у нас в саду»
на якутском и русском языках.
Вед: Дети, а республика наша большая?
Дети: Да, большая. (Слайд 6)
Вед: Послушаем Ярослава Токма.
То в снегах, то в ливнях, то в туманах
Богатырской силы не тая,
Возле двух великих океанов,
Ты лежишь Якутия моя!
Вед: Дети, богата и щедра наша якутская земля. Давайте вспомним, чем она богата? (Слайд 7, 8)
Дети: Полезными ископаемыми: золотом, алмазами, слюдой, газом, углем, нефтью, цветными металлами, лесом, пушниной, рыбой.
Вед: Да, наша республика богата зверем, лесом, полезными ископаемыми, но главное богатство нашей республики – это люди, которые ее населяют. Дети, какие же народы населяют нашу республику?
Дети: Юкагиры, эвены, эвенки, якуты, русские и другие национальности.
(Слайд 9)
Вед: Да, наша республика многонациональна и каждый народ разговаривает на своем родном языке. Дети, а как называется территория на Севере Якутии?
Дети: Тундра. (Слайд 10)
Вед: Стихотворение «Тундра» прочитает Игорь Скупой.
Тундра, тундра моя, необъятная она.
Белый снег подо мной звенит, блестит.
Полюбил я родной край любимый мой.
Быстрый бег оленей, и полет снегирей,
Безгранична она, необъятна, светла.
Тундра, тундра моя, ты родная земля!
Вед: А теперь послушайте загадку.
Загадка: Кто под Северным сиянием покрывает расстояния.
У кого рога ветвисты, ноги тонки, ноги быстры.
В белой тундре всех быстрей, кто он?
Дети: Северный олень.
Вед: Дети, а как передвигаются по тундре?
Дети: На оленях. (Слайд 11)
Вед: Вот один маленький олененок прибежал к нам на праздник, он хочет для вас станцевать.
Танец Оленёнка.
Вед: Дети, мы с вами знакомились с историей Якутии, с её культурой и традициями, знакомились с художественной литературой, фольклором народов Севера. А сейчас дети прочитают пословицы народов Якутии.
1.«Ради друга и нога сломается»(А тас тухугар, а тах тостор)– Адам.
2.«Человеческое слово – стрела» (Кихи тыла – ох)– Катя Ч.
3.«Веревка рвется, где тонко» (Беэ синньгэс сирин эн быстар)–Коля Г.
Вед: А сейчас мы поиграем в якутские национальные игры.
1. «Бой соколят»
2. «Перетягивание палки»
Вед: Ребята, а вы хотите посмотреть сказку: «Как Оленёнок друга искал»? Тогда усаживайтесь поудобнее, и смотрите.
Входит Сказочница.
Сказочница: Жил в тундре олененок – маленькие рожки. И никаких друзей у него не было. А очень хотелось оленёнку друзей иметь. Однажды увидел он ворона. Сидит ворон на большом камне, на хомусе играет – черный, важный, глаза закрыл, ни на кого не смотрит, внимания не обращает. Подошёл оленёнок к камню, позвал тихонько.
Олененок: Харна, харна!
Сказочница: Ворон только глаза чуть приоткрыл. Громче крикнул оленёнок.
Олененок. Харна, эй, харна!
Сказочница: Посмотрел ворон на оленёнка, раскрыл клюв:
Ворон: Чего тебе?
Олененок: Давай с тобой дружить, харна.
Ворон: Кар-кар-кар. Что ж ладно, залезай сюда на камень. Посидим немного, а потом полетим вон к той сопке.
Олененок: А я ведь летать не умею.
Ворон: Ну, так какой же ты мне друг.
Сказочница: Взмахнул ворон крыльями и полетел на дальнюю сопку. Опять остался оленёнок один. Побрел он дальше по тундре. Шёл, шёл и увидел горностая на дереве. Сидит горностай, песенку поет.
Горностай: Хапканыты мунаран,
Кытыанары тарыйбыт.
Тугу эрэ бултабыт,
Тугу эрэ харайбыт.
Капканы обошёл, охотников обманул, кое-что поймал, кое-что припрятал.
Олененок: Кырынас, эй, кырынас!
Горностай: Кто это меня зовет?
Олененок: Это я, олененок – маленькие рожки. Давай с тобой дружить.
Горностай: Что ж, я тоже не прочь иметь друга. Залезай ко мне на дерево. Посидим намного, потом охотиться пойдем.
Олененок: Да ведь я по деревьям лазать не умею.
Горностай: Вот видишь, какой же ты мне друг.
Сказочница: Опять остался олененок один. А тут еще вечер наступил. Вдруг видит олененок: огонек горит, у костра человек сидит, из чорона кумыс пьет. Подошел олененок поближе. Увидел его человек и спрашивает.
Человек: Откуда и куда ты идешь олененок – маленькие рожки? (Заплакал олененок).
Сказочница: Заплакал олененок и рассказал про свою беду.
Олененок: Хотел я друга найти. Ворон со мной не хочет дружить, потому что я летать не умею. Горностай не хочет со мной дружить, потому что я лазать по деревьям не умею. Кто же будет моим другом?
Человек: Не плачь. Была у тебя беда, а теперь нет её. Я буду твоим другом.
Сказочница: Остался олененок с человеком и вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами.
Давайте пригласим Сардаану к нам в гости с подружками, пусть повеселятся вместе с нами, потанцуют. Сардаана., подружки…
Звучит музыка, входит Сардаана с подружками,
исполняют «Танец с чаронами.»
Сардаана с подружками: Спасибо вам за интересную сказку. (Уходят)
Герои сказки (берутся за руки, кланяются). Покалорын!
Вед: Понравилась вам сказка, ребята? (Да). Вот и подошел к концу наш праздник. Предлагаю гостям вместе с детьми исполнить традиционный хоровод «Осуохай».
Звучат якутские песни, на экране заставка якутской природы.