Елена Тузова
Развлечение в форме экологической игры «Путешествие в весенний лес» (с использованием дидактических игр)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилет птиц, используя дидактические игры.
Образовательные задачи: учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе. Учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль, повторить правила поведения в лесу.
Публикация «Развлечение в форме экологической игры „Путешествие в весенний лес“ (с использованием дидактических игр)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие : закрепить знания детей о лесе и его обитателях, обобщить и уточнить знания о животных, о зимующих и перелетных птицах, об их образе жизни, об особенностях внешнего вида, о повадках, приспособлении их к среде обитания.
- расширить представление и знание детей о весенних лесных цветах (первоцветах, об их значении в нашей жизни.
Воспитательные: воспитывать доброе и заботливое отношения к живой природе.
Предварительная работа: беседы о весне, о лесе, его обитателях; рассматривание иллюстраций с изображением леса, природных явлений, птиц и зверей; рассматривание репродукций, картин известных художников, посвященных весне; наблюдение за явлениями природы, набуханием почек (веточки в вазе, ежедневная работа с календарем природы); чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
Словарная работа: активизировать употребление в речи обобщающих слов - первоцветы, дикие животные, зимующие и перелетные птицы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, животных, времён года, весенних природных явлений, ноутбук для показа презентации.
Ход развлечения:
Воспитатель: Здравствуйте, дети, коллеги! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! А теперь и мы поздороваемся с нашими гостями.
- Доброе утро! (все вместе).
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной полянке
Раздается звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех,
А в конце этого приглашения подпись:
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок - Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение веселого старичка - Лесовичка? В помощь нам он прислал путеводитель, который не позволит заблудиться во владениях лесного хозяина. Итак, отправляемся в путь. Предлагаю поехать на веселом поезде. (Дети встают друг за другом, изображая движение поезда).
Воспитатель: Вот мы на лесной поляне. Первая остановка на нашем пути: «Весняночка». Вот волшебные пенечки, давайте присядем и поиграем. Игра называется «Когда это бывает?» Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, назвать его и найти соответствующую картинку.
1. Белый снег пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
И. Суриков.
2. Стали дни холоднее,
Поспевает брусника,
И от птичьего крика
Сердцу только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
А. Плещеев.
3. Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит это уже …лето
Е. Трутнева.
4. На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак.
(Воспитатель читает стихи, дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, находят картинки.)
Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Давайте вспомним, какое сейчас время года. (Ответы детей). Правильно, весна. Давайте назовём весенние приметы. Я буду загадывать загадки, а вы будьте внимательны:
1. Голубая простыня,
Весь свет одевает,
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер. (Голубое небо)
2. Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит (Солнце)
3. Висит за окошком
Кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)
4. Без крыльев летят,
Без ног спешат
Без паруса плывут. (Облака)
Воспитатель: Молодцы, дети! Это и есть весенние приметы. Поедем дальше. Следующая остановка «Цветочная». Когда появляются первые цветы в лесу? (когда растает снег, когда появляются проталины.) Мы сейчас узнаем, как вы знаете первые весенние цветы :
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(подснежник)
Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
В марте продают …
(мимозу)
Первоцвет весенний –
Желтенький цветок,
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
(мать-и-мачеха)
Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весною встретила
На лесной дорожке,
(ландыш)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Вы, наверно, устали, давайте отдохнём.
Физминутка (2 раза)
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
(Дети машут руками, изображают ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Воспитатель: Дети, двигаемся дальше. Третья остановка- «Голоса леса». Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листвы, журчание ручьев и конечно же, пение птиц) .
– А каких птиц мы знаем? (воробей, синица, кукушка.)
– А почему с наступлением весны пение птиц громче и звонче? (Вернулись перелетные птицы). А птицы которые не улетали, как называются? (зимующие).
Поиграем в игру «Доскажи словечко». Вы отгадаете перелётных птиц и найдё те их на картинках:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица - … грач.
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день - … скворец.
Она под крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт.
Целый день суетится и на землю не садится.
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает.
В чёрном фраке лапочка,
А зовётся … ласточка.
Для заросшей речки в мае
Этой птицы нет главней.
Как он чудно напевает
Голосистый … соловей.
На Она подНа кпиаапенНа землю не садится крышами живет,
(Дети сравнивают отгадки с картинками, которые открывает воспитатель).
Воспитатель: А теперь игра на внимание «Какой птицы не стало?» На моём дереве сидят разные птицы. Вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Затем вы откроете глаза и назовёте птицу, которой нет, и повторим эту игру несколько раз. Будьте внимательны.
Воспитатель: Следующая остановка на нашей карте - это поляна «Жители леса». Мы знаем, что весной одни животные просыпаются после зимней спячки, другие - меняют свои шубки, и у многих животных весной появляются детёныши. Наша игра называется «Назови детёныша» : У зайца — (ответы детей) зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок.
Ребята вы всех лесных животных знаете, отгадайте загадки про зверей:
1. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной.
(Лиса)
2. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной.
(Медведь)
3. Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется.
(Зайка).
4. Хвост пушистою дугой,-
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка).
5. Ночью воет он в лесу:
«Я ягнёнка унесу-у-у!»
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный, серый …
(Волк). Ночью воет он в лесу:
“Я я гнёнка унесу-у-у!”
Воспитатель: Вот мы прошли весь путь, указанный на карте, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он (появляется Лесовичок) .
-Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас в своих владениях. Мне было очень приятно услышать, как много вы знаете о весне и её приметах, как любите природу, умеете её беречь. Я хочу подарить вам первые весенние цветы — подснежники, хотя они из бумаги, но выглядят, как настоящие, и никогда не завянут. Глядя на них, вы будете вспоминать меня и своё весеннее путешествие в мой лес.
Воспитатель: Дети, давайте покажем видеоролик о весне Лесовичку и сами ещё раз всё вспомним (просмотр презентации о весне). Вот наше путешествие и закончилось, давайте прощаться и возвращаться домой.