Марина Телюк
Развлечение в старшей группе в форме квест-игры «По следам оленя»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в старшей группе.
Квест-игра «По следам оленя».
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с культурой, обычаями и традициями коренных народов Приамурья.
Задачи:
1. Обучающие:
Публикация «Развлечение в старшей группе в форме квест-игры „По следам оленя“» размещена в разделах
- Животные севера. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Олень. Детям про оленей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2021
• Расширять представления детей о родном крае, о коренных народах Приамурья, животных Амурской области.
• Формировать интерес к культуре, обычаям и традициям амурских эвенков, разнообразию животного мира родного края.
• Тренировать умение узнавать образ обитателей леса по следу.
2. Развивающие :
• Стимулировать развитие творческого воображения, нестандартного мышления, умения выражать свои мысли.
• Развивать память, мышление, воображение, слуховое восприятие, внимание, кругозор.
• Развивать крупную и мелкую моторику, пространственную ориентацию, двигательную активность в народных играх.
• Совершенствовать развитие физических качеств : силу, быстроту, ловкость, выносливость.
• Развивать социально-коммуникативных качества дошкольников путём коллективного решения общих задач.
3. Воспитательные:
• Воспитывать любовь, патриотические чувства к родному краю.
• Прививать уважительное отношение к коренным народам Амурской области, их духовной культуре, традициям и обычаям.
• Способствовать формированию бережного отношения к природе.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества.
• Прививать основы здорового образа жизни.
• Создавать условия для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Предварительная работа: беседы о народах Амурской области, о родном крае, о жизни людей и животных на Севере, чтение эвенкийских сказок, рассматривание иллюстраций, ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства народов Севера, разучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок, заочная экскурсия в Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского, работа в мини-музее группы по краеведению «Уголок земли Амурской», разучивание народных игр эвенков.
Активизация словаря: эвенки, стойбище, чум, шаман, каюр, оленьи упряжки, каюр.
Материалы и оборудование:
Музыкальное и мультимедийное сопровождение, ширма, деревья, макет чума, национальная одежда эвенка, бубен, канат, ободки-оленьи рога, карточки с изображением животных и их следов, препятствия для игры «Оленьи упряжки» (кочки, кегли, мостик через импровизированный ручеек, лукошко с брусникой, рюкзаки- 2 шт., предметы для игры «Собери рюкзак» (компас, игрушечный автомобиль, бутылка с водой, туфли на каблуке, аптечка, термос, ваза, печенье, котелок, фен, носки, платье, бинокль, конструктор).
Методы и приемы:
-игровой (дидактические игры «Чей след?», «Собери рюкзак», приход гостя, путешествие, перевоплощение в оленьи упряжки, эвенкийские народные игры;
- наглядный;
- словесный (рассказ, вопросы, загадка);
- практическая деятельность.
Сценарий развлечения. Квест-игра «По следам оленя»
Дети по музыку входят в зал.
Вбегает эвенок (встревоженный, что-то ищет и вдруг замечает детей)
Эвенок: О! Здравствуйте, ребята! А здесь олень не пробегал?
Дети: Здравствуйте! Нет, не пробегал.
(эвенок огорченно вздыхает)
Ведущий: Здравствуй, добрый человек! Кто ты и откуда?
Эвенок: Меня зовут Алтан. Я – эвенок. Ребята, а вы знаете, где живет мой эвенкийский народ?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Эвенок: (смотреть по ответам детей). Эвенки издавна живут на севере нашей Амурской области. Мы занимаемся оленеводством, рыболовством и охотой, но никогда не берем от природы лишнего: ловим рыбы столько, сколько сможем съесть, никогда не убиваем животных ради развлечения.
Ведущий: Алтан, а почему ты такой грустный? Что случилось?
Эвенок: Мы с моим главным помощником и другом- оленем пошли в тайгу, и он пропал. А нам, эвенкам, без оленя никуда! Вы мне не поможете его найти?
Дети: Конечно поможем!
Ведущий: Тогда собираемся в дорогу! Что же мы возьмем с собой в тайгу, что нам может пригодиться?
Игра «Собери рюкзак»
(дети по подгруппам собирают рюкзаки. Рассматриваем предметы, выясняем у детей, для чего нужен тот или иной предмет)
Ведущий: Рюкзаки собраны! Но как мы попадем в тайгу?
Дети: варианты ответов детей (на автомобиле не проехать, на поезде тоже и т. д. Дети делают вывод, что нужно идти пешком.
Ведущий: Крепко за руки возьмемся, в путь-дорогу соберемся. Нам преграды не страшны, мы дружны и веселы! В путь!
(Физ. минутка «В пути!» дети становятся в круг, берутся за руки, после слов ведущего «внимание!»- идут по кругу, повторяя движения за воспитателем)
Ведущий:
- Внимание! Впереди асфальтированная дорога, а значит идем маршем. (маршируют)
(видеоролик «Приамурье мое!», музыка фоном)
- Подошли к лесу. Идем по тропинке, под кустик заглядываем, ищем ягоды. (полуприсед с поворотами головы)
- Вышли к озеру. Большому озеру (показываем руками размер)
- Обойти его нельзя, придется переплыть. (движения пловца)
- Вышли, встряхнулись. Впереди сопки. (показывают высоту).
- Идем по узкой тропинке в сопку (шагаем на носках)
- Вдруг пошел дождик. (хлопаем себя по коленкам, говоря «кап-кап-кап-кап»)
- Спрячемся под деревом (закрываем голову руками «домиком»)
- Дождь закончился, спускаемся с сопки. (шагаем)
- А вокруг- тайга.
(ставится декорации (деревья, фоном музыка- пение птиц, на полу карточки с изображением животных Амурской области и их следов)
Эвенок: Ребята, олень оставил следы, но, посмотрите, сколько здесь много разных следов. И какой же из них олений?
Игра «Чей след?»
Эвенок: Да, здесь пробегал мой олень, пойдемте же дальше по его следам.
Ведущий: Алтан, но куда именно идти? Тайга-то большая!
Эвенок: Нужно спросить у шамана. Дети, а вы знаете, кто такой шаман?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Эвенок: Шаман у эвенков- лекарь (лечит болезни заговорами и лесными травами, предсказывает будущее, защищает от злых людей и злых духов. Шаман своего рода кудесник, волшебник. Он, общаясь с духами природы, помогает охотникам, рыбакам и оленеводам. И нам тоже поможет. А вон, посмотрите, его жилище! А как оно называется? Отгадайте загадку!
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла-
Ни единого угла.
Дети: Чум.
Эвенок: Верно!
(отодвигается ширма, дети видят чум, из которого выходит шаман)
Эвенок: Здравствуй, уважаемый Шаман! Не видел ли ты моего оленя?
Шаман: Здравствуйте! Да, твой олень здесь появлялся, вон под той кочкой его след!
(дети находят под «кочкой» еще один след оленя)
Эвенок: Но куда же он отправился дальше?
Шаман: Чтобы это узнать, нужно всем дружно исполнить ритуальный танец. Тогда я смогу узнать у добрых духов леса, где искать оленя.
(Все танцуют ритуальный танец с Шаманом под песню шамана).
Шаман: Духи леса поведали мне, что знают, куда побежал твой олень. Но хотят удостовериться, что вы ловкие, сильные и выносливые. Для этого нужно пройти испытание. И первое- это «Ловля оленей»
Народная игра эвенков «Ловля оленей»
Шаман: Ребята, какие же вы ловкие! Ну а второе испытание- испытание силы.
Игра «Перетягивание каната»
Шаман: И с этим задание справились! Третье испытание на выносливость.
Эвенкийская народная игра «Оленьи упряжки»
Шаман: Вы прошли все испытания, и духи леса сказали, что олень вернулся домой, в стойбище.
(все испытания сопровождаются музыкальным оформлением)
Эвенок: Ой, ребята, посмотрите! Там стойбище эвенков и олень мой там!
(на слайде картинка стойбища эвенков с пасущимися там оленями)
- Пойду скорее к нему, пока этот проказник снова не потерялся! Спасибо тебе, Шаман!
- Спасибо вам, ребята, что помогали мне искать оленя! За это я хочу подарить вам лукошко с полезной и вкусной ягодой, которая растет у нас в Амурской области – брусникой! (дарит лукошко с брусникой). До свидания!
Дети и ведущий благодарят Алтана, прощаются.
Ведущий: А нам, дети, пора возвращаться в детский сад!
Шаман: Я помогу! В веселом танце перенесу вас, даже не заметите!
Спасибо, уважаемый шаман и до свидания!
Дети: До свидания!
Флэшмоб «Увезу тебя я в тундру»
Ведущий: Ну вот, мы и дома! Ребята, где мы побывали? Кому помогали? Как? Кого повстречали? Что делали? Что понравилось больше всего? Чем угостил нас Алтан? А что можно сделать с брусникой?
Дети: Варианты ответов детей (съесть, сварить морс, сделать варенье и т. п.)
Ведущий: Замечательно! Пойдемте в группу есть бруснику/ отдадим поварам на кухню, чтобы сварили морс и т. д. (в зависимости от ответов детей).