МААМ-картинки

Консультация «Реализация культурологического подхода»

Людмила Плотникова
Консультация «Реализация культурологического подхода»

Тема: Реализация культурологического подхода при создании единого

воспитательного пространства для разностороннего развития

личности ребенка в МБДОУ № 21 «Аленький цветочек»

Цель: раскрытие идейного (ценностного) содержания и культурную значимость русской народной культуры для дошкольников.

Задачи:

1. Знакомить детей с традициями родной культурой города, как важной частью духовной культуры народа родного города.

2. Дать общие знания о народных праздниках и обрядах родного города, района, области и Родины.

Публикация «Консультация „Реализация культурологического подхода“» размещена в разделах

3. Раскрыть индивидуальные особенности народной художественной живописи (хохлома, городецк, гжель, полх-майдан, жостово) и народных промыслах (филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки)

4. Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувств привлекая народную культуру.

Материальная и духовная культура, созданная нашими предками, способствует формированию более конструктивной в социокультурном плане модели личности, так необходимой в современном мире. В последнее время в нашей культуре явно чувствуется упадок духовных ценностей и духовного развития.

Поэтому считаем, что внедрение в ДОУ элементов родной культуры села, района, области и Отечества является актуальным вопросом в настоящее время. Детям с раннего возраста нужно прививать народные традиции и народную культуру как источник материальных и духовных ценностей.

Прививать народные традиции – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, сказки, былины, традиционные народные праздники и обряды, знакомство с народным костюмом, художественной живописью и глиняной игрушкой. Все это – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства и переживания.

Новизна заключается в следующем:

1. Внедрение в дошкольное образовательное учреждение элементов русской народной культуры в соответствии с ФГОС и распространение знаний среди дошкольников посредством родителей и их семейных традиций.

2. Раскрытие перспективы внедрения родной культуры в ДОУ, путем ознакомления детей с народным бытом, промыслами и фольклором, как социально-коммуникативное развитие детей.

3. Внедрение плана мероприятий и нетрадиционных форм образовательной деятельности по ознакомлению детей с народной культурой через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что внедрение народной культуры в дошкольное учреждение позволяет расширить основную базу культурологической науки, способствующую выдвижению более обоснованных теоретических положений, а также формулированию научных обобщений и выводов, касающихся специфики русской культуры в целом.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов для внедрения и распространения народной культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт обращает внимание на духовно-нравственное воспитание детей в детском саду и в частности в образовательной области «познавательное развитие» говорится:

«Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках»

Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.

Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.

Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, соответствовать особенностям и менталитету нации, бережно сохранять и передавать лучшие достижения культуры. Особенно важен культурологический подход, определяющий человека как духовного субъекта культуры, обладающего такими свойствами, как понимание смысла жизни, ответственность, способность к культурному творчеству и самовыражению себя в культуре.

Цель системы образования с позиции культурологического подхода – системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического наследия.

Перспективы развития культурологического образования позволят добиться повышения внутренней мотивации к самореализации в учебной и вне учебной деятельности как основы духовно-нравственного развития, поскольку требует осмысленного и ценностного отношения к процессу познания со стороны воспитанников и их педагогов.

Таким образом, культурологический подход образования позволит разработать оптимальную педагогическую модель развития личности молодого человека, которая позволит ему стать самостоятельным в сложном многообразном пространстве современного мира и будущей профессиональной деятельности.

Ценностная основа культуры воспитания – Человек: творец, духовно-

нравственная личность.

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

Иоганн Генрих Песталоцци

Использованная литература:

1. Максакова А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье».

2. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.

3. Мухина В. С. «Детская психология», М. : Просвещение, 1985.

4. Нищева Н. В. – СПб. : Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005.

Публикации по теме:

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Консультация «В чем отличия индивидуализации обучения и индивидуального подхода в обучении» В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании.

Реализация личностно-ориентированного подхода в современном ДОУ Утверждение Федерального государственного стандарта в дошкольном образовании дало возможность воспитателю по-новому взглянуть не только.

Формирование чувства гражданственности и патриотизма в реализации краеведческого аспекта культурологического воспитания Формирование чувства гражданственности и патриотизма в рамках реализации краеведческого аспекта культурологического воспитания дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ОВЗ» Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду общеразвивающего.

Консультация на тему «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода» Консультация на тему: «Использование развивающих игр на основе системно - деятельностного подхода» “Детство — этап подготовки к будущей.

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Реализация метапредметного подхода на уроках в начальной школе Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования каждому учителю необходимо обеспечивать новый вид образовательных.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности О. А. Селиванова ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» г Новый Оскол. Реализация системно-деятельностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Реализация культурологического подхода»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 06:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД