Ефимченко Светлана Витальевна
Взаимодействие ДОУ и семьи как важный фактор формирования основ безопасности детей дошкольного возраста
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМЕНАРЕ НА ТЕМУ:
«Взаимодействие ДОУ и семьи важный фактор по вопросу формирования основ безопасности детей дошкольного возраста»
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и
здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое
поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром» : детский сад,
семья, общественность»
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как важный фактор формирования основ безопасности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок.
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Последние годы показали нам, что нужно быть готовыми к различным ситуациям, дети выпадают из окон, попадают под машины, погибают в пожарах и при боевых действиях. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим последствиям, сколько угодно.
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности являлся и будет является всегда актуальным. Данную проблему невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Ведь дошкольное воспитание - это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т. д. В статье 42 Закона ЛНР «Об образовании» говорится: «Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество детского сада с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Работа с родителями в нашем учреждении проводится постоянно.
Каждый год к нам в дошкольные учреждения приходят новые молодые родители, которые не всегда компетентны в тех или иных вопросах безопасности жизнедеятельности, поэтому обучение детей и их родителей правильному поведению мы начинаем с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать грамотных и дисциплинированных пользователей, максимально используя авторитет семьи.
Для решения данных проблем в Образовательной программе нашего учреждения в разделе «Работа с родителями» были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы с родителями:
Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
· С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
· Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;
· Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
· Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Традиционная
· Анкетирование, тестирование, опрос.
· Родительские собрания, беседы;
· Игры-тренинги;
Традиционная форма работы с родителями это:
Анкетирование по вопросам ОБЖ которые мы проводили с нашими родителями это:
- «Безопасность вашего ребенка»
- «Безопасность ребенка в семье»
- «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе»
- «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры
безопасности у детей» и др.
- родительские собрания. Но родительские собрания проводятся не в обычной форме, а с целью активизации и заинтересованности родительской общественности. Мы включаем игры-тренинги, блиц –опросник, в процессе которых родители включаются в обсуждения, предлагаются различные ситуации, в которых они пытаются проанализировать и найти приемлемое решение. Примерные темы, которые мы уже использовали в своей практике, например, : «Помогите детям запомнить правила при пожаре», «Волшебные знаки», «Один дома», «Незнакомцы во дворе» и т. д.
2. Просветительская форма работы :
· папки–передвижки;
· консультации;
· выпуск буклетов;
· выставки рисунков;
выпуск стенгазет;
· мероприятия с привлечением сотрудников МЧС
· показ открытых мероприятий;
· памятки для родителей;
· совместное пополнение предметно-развивающей среды.
Просветительская работа с родителями:
В помощь родителям в каждой приёмной комнате группы детского сада оформлены информационные стенды по ОБЖ, где помещаются статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Центром внимания остаются странички о прохождении в нашем учреждении недель по безопасности, рекомендации по здоровому образу жизни.
-папки-передвижки, в которых указана вся важная информация, касающаяся пожарной безопасности, безопасного поведения на дорогах, на улице и в быту.
- Консультации для родителей на тему: «Ребенок при пожаре», «Что делать с незнакомцем», «Профилактика covid-19», «Пожароопасное положение», «Дорожные правила для всех».
- выпускаем буклеты, которые помогают родителям узнать о правилах безопасности, среди родителей они пользуются популярностью особенно буклеты где воспитатели размещают фото детей.
-ежеквартально выпускаются стенгазеты по ОБЖ с различным материалом;
- приглашаем родителей принять участие в различные акциях, конкурсах, развлечениях.
- Проводятся мероприятия с привлечением сотрудников МЧС.
-Совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
С каждым из родителей проводим индивидуальную беседу по вопросам участия в совместных мероприятиях (детские рисунки совместно с родителями).
3. Нетрадиционные формы работы.
· мини-собрания (по интересам);
· интернет ресурсы;
· круглый стол.
Нетрадиционная форма работы :
Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями внедряются в жизнь различные проекты по основам безопасности жизнедеятельности.
Официальный сайт ДОУ – одна из форм работы с родителями.
Официальный сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях, по ОБЖ в частности. Сайт детского сада стал для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера.
Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной телефонии, предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Такая форма работы эффективна тем, что позволяет в короткий промежуток времени провести опрос большого количества родителей.
- На данный момент каждая группа нашего учреждения имеет свою страничку в сети Интернета или мобильной сети (Viber.WhatsApp,
«Однокласники» ,Контакт) для родителей. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей.
- Одной из интересных форм работы является выполнение совместного домашнего задания родителей с детьми по разработке безопасного маршрута, в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы в подготовительной группе разработан маршрут на каждого воспитанника.
Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.