Ильсияр Ахметова
Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку
▼ Скачать + Заказать документы
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Назначение регионального компонента :
Публикация «Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку» размещена в разделах
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей;
- обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;
- вооружение дошкольников системой знаний о регионе;
- повышение социального статуса дошкольного образовательного учреждения.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
* формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
* подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
* создание культурно-развивающей среды ДОУ;
* организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
* определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
* выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в республике.
В Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан функционирует 35 детских садов, в 25 из них открыты группы с изучением башкирского или татарского языка. В районе созданы все условия для ознакомления с родным краем и изучения родного языка.
Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре своего народа. Культура – это материальный и духовный мир, созданный человеком, в котором живём мы, взрослые и дети, и именно здесь происходит реализация социальных и дружеских отношений.
Глобальный путь воспитания – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Вместе с тем родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с всесторонним развитием детей, являются приоритетным направлением в деле воспитания и обучения дошкольников на основе родной культуры.
Не секрет, что даже дети татарской и башкирской национальности не обучены родителями своему языку. Что заложено в начале жизни, то остаётся навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребёнка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков. Будучи руководителем методического объединения педагогов национальных групп ДОУ Калининского района стараюсь организовать полноценную работу по сохранению и изучению родной культуры и родных языков в дошкольных учреждениях. На районных методических объединениях педагоги делятся опытом работы по ознакомлению воспитанников с родным краем, по обучению дошкольников родному языку. В течение учебного года проводим конкурсы на лучшую методическую разработку или конспект занятия по ознакомлению с родным краем, круглые столы, мастер-классы по изготовлению башкирской куклы и башкирских национальных блюд, семинары. На семинарах, обсуждая вопросы, касающиеся родного языка, мы пришли к выводу, что без участия родителей данную проблему не решить. Необходимо вести систематическую работу с родителями по сохранению родного языка. Родители были бы рады, чтобы их дети знали свой язык, но не знают, что делать для его сохранения. Отрадно, что в настоящее время выпускаются специальные пособия на родном языке, по которым можно заниматься с ребенком дошкольного возраста в семье. И нам, педагогам, необходимо уметь предлагать родителям нужную литературу или пособие. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине.
Актуальной проблемой для дошкольных образовательных учреждений в настоящее время остается сохранение родных языков.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о нашем родном языке. Именно поэтому родной язык, как отец и мать, должен стать неотъемлемой частью души ребенка.