татьяна казанцева
Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Слайд 1
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Слайд 2
С сентября 2014 года наше ДОУ реализует концепцию ТЕМП с интеграцией регионального компонента, наша деятельность направлена на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города и завода.
Публикация «Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
вы видите на слайде.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие Челябинской области предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному городу, заводу, уважением к рабочим профессиям, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
слайд
На основании педагогической диагностики в сентябре 2014 г. Мы выявили что реализация регионального компонента прошисходит стихийно, без систематизации знаний,, представления детей о родном городе и заводе, рабочих профессиях сформированы не в в полной мере, в основном дети имеют средний уровень знаний – 53 %. .Поэтому мы систематизировали эту работу, и определили несколько направлений
Слайд 4
Занятия по ознакомлению детей с историей возникновения города, и завода, с профессиями горожан, народными промыслами Южного Урала,
Взаимодействие с осциумом, родителями, обогащение ППРС ДОУ.
Слайд 5
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края успешен при соблюдении следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития
• принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
Слайд 6
Для эффективной реализации регионального компонента в концепции ТЕМП необходим так же ряд педагогических условий:
• Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
• Подготовка педагогического коллектива к реализации данной концепции
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
• Интеграция концепции в образовательную деятельность
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Слайд 7, -19
ППРС, направленна, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с возрастом детей и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток, фотографии и т. д.
В детском саду функционирует мини-музей «Горенка», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимались педагоги и родители. В ДОУ существуют мини –музеи народных промыслов Южного Урала, включающий экспонаты каслинского литья, камней, минералов, полезных ископаемых, картины из каменной крошки, златоустовские гравюры. Продукция ашинского метзавода, где трудятся большинство родителей ДОУ., также представлена на переносной выставке, с целью знакомства детей с историей градообразующего завода.
Слайд 20 -27
Мною разработан проект «Кладовая Урала» с перспективным планом работы по художественно-эстетическому направлению, для детей средней, старшей, подготовительной групп. Целью данного проекта является развитие творческих способностей, художественного вкуса детей,, расширение кругозора, любознательности,, ,воспитание патриотических чувств. Занятия осуществляются по 3 блокам- изобразительная деятельность, художественный труд, знакомство с народными промыслами Южного Урала. .Дети увлечены любимым делом, рмсуют в нетрадиционной технике, лепят, знакомятся с историей возникновения народных промыслов, его современном производстве, сами стараются изготовить свои личные «произведения искусства». Занятия проходят в свободное вечернее время, небольшими группами, по желанию. К проекту, кроме разработки конспектов НОД, приложены видеопрезентации, мастер-классы, подборки слайдов о природе Южного Урала, ашинские пейзажи, иллюстрации к произведениям П. П. Бажова, национальные костюмы, реподукции картин уральских художников и т. д.
Слайд 30 -39
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному городу. В музейно-выставочном центре г. Аши собран уникальный материал об истории завода и города, наши дети – его частые посетители. Темы бесед и экскурсий разнообразны- «Истории старинных вещей», «Знаменитые земляки- герои ВОВ», «Завод и город», «Знакомство с продукцией АМЕТ».Музей природы представляет познавательные презентации «Кто как к зиме готовится», «Чей хвост лучше?», «Птицы Южного Урала».Детская библиотека г. Аши проводит тематические выставки книг писателей, поэтов Южного Урала, знакомит детей с творчеством П. П. Бажова, подвигами наших земляков –героев ВОВ.
Слайд 40-44
Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, мы воспитываем в них чувство уважения, любви и гордости за свою страну, чувство патриотизма и толерантности. В год 70-летия Великой Победы был организован ряд мероприятий для детей и родителей с приглашением ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны., целью которых было духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Слайд 45-47
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, праздник хлеба, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, день матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы.
Слайд 48
В настоящее время в ДОУ реализуется районный проект «Родной свой край –люби и знай» с целью систематизации, обобщения и углубления знаний о Южном Урале. Мы активно включились в его реализацию,, разрабатывая конспекты НОД, изучая необходимую литературу, дидактический и наглядный материал. Конечным продуктом проекта будут фотоальбомы, гербарии растений, тематические выставки, творческие отчеты, макеты, презентации.
Слайд 49
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Урала, стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.
Слайд 50
По результатам мониторинга в мае 2015 г. наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту в старшем дошкольном возрасте на 20 % и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждает представленная диаграмма
мы стали ближе к достижению главной цели реализации регионального компонента - дети имеют элементарные представления об истории родного города, завода, знаменитых людях, рабочих профессиях, народных промыслах, и праздниках Южного Урала. В дальнейшей работе мы будем придерживаться выбранных приоритетов, и выполнять социальный заказ правительства нашей области и родителей воспитанников, реализуя концепцию ТЕМП с интеграцией регионального компонента.