Папки-передвижки

Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Людмила Иванова
Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Иванова Л. И.,

воспитатель МАДОУ «ДС «Ручеёк»

На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания детей чрезвычайно актуален. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Публикация «Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре и благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. В дошкольном возрасте формируя личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями малой родины, развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего округа, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны.

Для того, чтобы у дошкольников формировались социально значимые ценности, в образовательный процесс был включен региональный компонент. Для успешной работы в данном направлении творческой группой педагогов детского сада была разработана программа по реализации этнокультурного компонента «Родина моя - Ямал». Цель программы - формирование у детей целостных представлений о своей малой родине – Ямале – достигается посредством решения следующих задач:

- формирование представлений о родном крае, его истории и культуре;

- знакомство с бытом, трудом, культурой, народными промыслами, праздниками и обычаями коренных жителей Ямала;

- знакомство с творчеством поэтов, писателей, художников, композиторов Ямала и их произведениями;

- формирование представлений о символах города Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа (герб, флаг, гимн);

- формирование представления о профессиях людей, живущих на крайнем Севере;

- формирование представления детей о природных богатствах родного края, о разнообразии растительного и животного мира Ямала;

- воспитание чувства уважения к традициям и обычаям народов разных национальностей, живущих на Ямальской земле;

- формирование эмоционально – положительного и бережного отношения к красоте и богатству природы своей малой Родины.

Задачи решаются посредством следующих образовательных блоков:

I блок: «Быт и труд людей на Ямале»

Этот блок предусматривает получение детьми сведений: о родном городе – Новый Уренгой, его достопримечательностях и памятниках; о многонациональном населении ЯНАО и коренных народах, его населяющем; о традициях, обычаях, быте, игрушках, праздниках, национальных костюмах и народных промыслах малочисленных народов Севера; о профессиях и труде взрослых, живущих на Ямале.

В ходе изучения этого блока проводятся экскурсии по микрорайону, в Аркториум, беседы в центре «Моя Родина-Ямал», расположенном в холле детского сада, в рамках Клуба выходного дня вместе с родителями посещаем Праздник Народов Севера, музей и памятники города, а также смотрим фильмы и презентации о жизни и быте коренных народов Ямала.

После знакомства с памятниками и достопримечательностями города, мы сняли ролик с небольшой экскурсией по нашему городу и приняли с ним участие в межрегиональном проекте "Образовательные экскурсии по России".

II блок: «Художественное слово»

Этот блок познакомит детей с творчеством писателей родного края, литературными произведениями народов Ямала: хантыйскими и ненецкими сказками, стихотворениями, загадками и приметами. Также воспитанники познакомятся с произведениями авторов, которые писали о Севере, его красоте и величии.

В ходе реализации данного блока совместно с детьми проводим инсценировки сказок, изготавливаем атрибуты для этих сказок, читаем и заучиваем стихи ямальских поэтов, участвуем в конкурсах чтецов городского, регионального и межрегионального уровней.

III блок: «Нам Север тихо напевал…»

Содержание этого блока направлено на приобщение детей к музыкальному искусству через мелодии, песни народов Севера, музыкально-ритмические движения и игры. Воспитанники познакомятся с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен, особенностями их звучания.

В содержание образовательной деятельности включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах, развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального, импровизация на детских музыкальных) синтез искусств.

Данный блок реализуется музыкальным руководителем, но в группе мы тоже приобщаем детей к музыкальному творчеству народов Ямала (слушаем национальные песни, знакомим с народными инструментами).

IV блок: «Растительный мир Ямала»

В этом блоке дети познакомятся с лекарственными растениями нашего края (иван-чай, водянка, шикша, толокнянка, шиповник, брусника, черника, морошка, смородина, рябина, особенностями климата; закрепят знания о растениях, цветах и ягодах тундры, о деревьях Севера и особенностях их развития. У детей сформируется эмоционально – положительное и бережное отношения к красоте и богатству природы своей малой Родины.

При реализации данного блока используем такие приемы работы как: экскурсии в тундру, рассматривание картинок «Грибы и ягоды родного края», просмотр презентаций и видеофильмов, совместно с родителями изготавливаем тематические альбомы, заготавливаем гербарий.

V блок: «Животный мир Ямала»

В данном блоке дети познакомятся с животными (норка, лемминг, песец, полярный волк, бурундук, лось, северный олень, росомаха, птицами (гагара белоклювая, куропатка белая, полярная сова, кулик-воробей, кедровка, стерх, рыбой (осётр, ряпушка, муксун, щёкур, пыжьян, корюшка, елец (чебак, язь, нельма, налим) обитающими на Ямале, их внешним видом, характерными особенностями, средой обитания; расширят и углубят знания о знакомых животных (лиса, белка, волк, гуси, щука, окунь, закрепят их. У детей сформируется бережное отношение к обитателям живой природы.

При реализации данного блока используем такие приемы работы как: экскурсии в ДЭС, Аркториум, просмотр альбомов о животных, рыбах и насекомых Ямала, изготовление кормушек и корма для зимующих птиц, участие в акциях.

Данные блоки охватывают все образовательные области и помогают сформировать представления о малой родине. В группах и рекреациях детского сада оформлены центры по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен различный материал по ознакомлению детей с историей, традициями, быта народов Ямала, символикой города Нового Уренгоя.

Но сегодня я хотела бы немного остановиться на том, каким образом, я, как педагог подготовительной группы, реализую блоки и, соответственно, программу по формированию этнокультурного компонента.

Испробовав различные методы и технологии, я пришла к использованию технологии ментальная карта или интеллект карта. Автор данного метода Тони Бьюзен - британский психолог. Так что такое ментальная карта - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Почему я решила остановиться на данной форме работы? Потому что ментальные карты – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы, а еще такая карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия, помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, легка в работе, не требует длительной подготовки и большого количества материала, а также помогает формированию навыка последовательности своих действий с помощью визуализации и воспитывает у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений.

Данная карта оформляется для каждого блока отдельно. В начале учебного года мы начинаем ее заполнять и по мере изучения той или иной темы дополняем. Карта заполняется детьми с помощью педагога.

Итак, как мы создаем карту:

1. лист бумаги располагаем горизонтально;

2. главную тему (в нашем случае название блока «Быт и труд на Ямале») обозначаем в центре листа;

3. от главной темы с помощью разноцветного выделения рисуем линии – ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы, затем добавляем символы, иллюстрации и стрелочками показываем связи между понятиями.

Карта дополняется настолько, насколько это необходимо для раскрытия темы и интереса и фантазии детей.

Своё выступление я хотела бы закончить словами В. А. Сухомлинского, которые как нельзя точно отражают специфику и суть работы воспитателей по патриотическому воспитанию детей : «Красота родного края, открывающаяся благодаря фантазии и творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2024 в 07:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД