Марина Козлитина
Консультация для родителей «Ребенок — левша»
▼ Скачать + Заказать документы
Одни родители не испытывают особого беспокойства, наблюдая, как ребёнок держит ручку в левой руке, кушает левой рукой, причёсывается или же разговаривает по телефону, считая, что со временем пройдёт. Некоторые, наоборот, начинают беспокоиться и обращаются к специалистам, считая, что проявление леворукости могут свидетельствовать о заболевании ребёнка. Другие же родители гордятся «особенностью» ребёнка, прочитав, что леворукость может свидетельствовать об одаренности ребёнка. Ещё не существует чё ткого и однозначного ответа на вопрос: что является причиной леворукости и чем леворукий человек отличается от праворукого. Но специалисты едины в мнении о том, что леворукость – это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребёнка. Левши всегда привлекают, вызывают особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Леворукость – не повод для беспокойства. Считать леворукость отклонением или заболеванием недопустимо.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок — левша“» размещена в разделах
Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять склонность к использованию в быту левой руки чаще, чем правой. По мнению специалистов, это один из вариантов нормального развития мальчиков и девочек, свидетельствующий лишь об особой организации мозга. В большинстве случаев «графические» левши оказываются и бытовыми, то есть предпочитают писать и пользоваться различными предметами исключительно левой рукой. Считать это отклонением или заболеванием недопустимо, хотя в некоторых моментах такие дети отличаются от правшей.
Особенности левшей.
Леворукость – не повод для беспокойства. В детском саду воспитатели никак не выделяют ребенка-левшу, за исключением случаев, когда сотрудники дошкольного учреждения и родители пытаются «переучить» его в правшу. Причиной тому являются использование устаревших методик развития, а также безосновательное беспокойство за удобство во время рисования, вырезания из бумаги, освоения навыков письма.
Леворукие дети имеют свои особенности:
более эмоциональные и активные;
любят подвижные игры;
быстрее устают от множества социальных контактов;
в редких случаях – позже созревают в психическом плане.
Если в детском саду отличия практически незаметны, то в первом классе школы родители ребенка-левши могут заметить некоторые проблемы с адаптацией.
Способы определить ведущую руку.
Иногда о леворукости сына или дочери родители могут и не догадываться.
Довольно часто встречаются амбидекстры, которые одинаково владеют обеими руками. Однако специалисты разработали несколько способов, которые помогут без помощи психолога или невропатолога определить, кем же является будущий ученик школы – правшой или левшой.
Следует попросить ребенка :
раздать карты из колоды;
отвинтить гайку;
погладить игрушку, держа ее в руках;
надеть на палочку колечко;
сыграть в «Сороку-ворону».
Ведущая рука та, которой дошкольник совершал активные действия. При выполнении заданий обстановка должна быть спокойной, а все происходящее восприниматься как занимательная игра.
Нюансы обучения ребенка-левши.
В процессе подготовки к школе следует учитывать повышенную эмоциональную возбудимость левши. Таких детей не стоит перегружать эмоционально насыщенными мероприятиями. Кроме того, специалисты советуют вторично не переучивать ребенка-левшу, если в дошкольном возрасте его уже научили чаще использовать правую руку, чем левую.
Существует еще немало рекомендаций:
наклон тетради – от левши не стоит требовать писать под тем же уклоном, что и правши, пропись желательно наклонять вправо, а левое плечо – вперед;
леворукому ребенку проще писать прямо – таким образом не заслоняется строчная линия; нельзя требовать, чтобы левша писал неотрывно;
свет на тетради и книги должен падать с правой стороны (настольная лампа дома устанавливается справа);
лучшее место для посадки – у окна, за партой слева.
Учителю важно учитывать, что леворукие дети пишут медленнее праворуких, их почерк редко бывает каллиграфическим, возможно неправильное начертание букв из-за «зеркального» письма. Все это является результатом отсутствия адекватных методик обучения, рассчитанных конкретно на левшей.
Адаптация к школе.
Как правильно адаптировать ребенка с леворукостью к обучению в школе?
Снизить требования к качеству и скорости выполнения письменных заданий.
Подготовить для левши варианты работ, которые можно сделать в неспешном темпе.
Регулярно заниматься упражнениями для развития мелкой моторики и координации рук.
В случае необходимости, направить ученика на коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом.
Предоставлять ребенку визуальную поддержку, разрешать работать с предметами во время решения задач.
Только совместная работа учителя и родителей, а также создание благоприятной обстановки для развития двигательных навыков позволят ребенку избежать адаптационных трудностей при поступлении в школу. Доброжелательное отношение взрослых поможет малышу поверить в себя и сформировать позитивное впечатление от процесса обучения.
Литература: Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предошкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников, - Спб. : Речь; М. : Сфера, 2008г.