Татьяна Мамаева
Консультация «Ребёнок — левша. Стоит ли переучивать?»
РЕБЁНОК-ЛЕВША : СТОИТ ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ?
Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить свое чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское волнение вполне объяснимо. Левши всeгда выделяются из основной массы людей. Поэтому легко представить, как сложно им приходится под прицелом постоянного и неуместного внимания окружающих. Обеспокоенные родители зачастую вслух высказывают свою тревогу, способствуя развитию комплекса неполноценности у ребенка. Попробуем разобраться, стоит ли переучивать леворукого малыша. Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности. Например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности. Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года. «Правополушарные» левши существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний. Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др., что требует дополнительной адаптации. Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, энурезом, кожными заболеваниями. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость. Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы. Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой : • будьте доброжелательными и чуткими; • создайте благоприятный климат в семье; • не пытайтесь бороться с упрямством ребенка; • примите «леворукость» как должное; • хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар; • чаще делайте ребенку сюрпризы; • поощряйте повышение уровня детской самооценки; • не противопоставляйте малыша обычным деткам; • не предъявляйте завышенных требований; • любите ребенка таким, какой он есть. У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить. Особого внимания требует поступление ребенка в школу – необходимо создать определенные условия для учебы как дома, так и в школе. За партой (столом) леворукий ученик должен сидеть с левой стороны, чтобы не сталкиваться с правым локтем своего соседа. Домашнее место для занятий следует организовать таким образом, чтобы свет от настольной лампы или из окна падал с правой стороны. Воспитательные беседы с леворукими детьми требуют особой деликатности. Объясняйте ребенку вред маскировки и стеснения леворукости. Помогайте преодолевать чувство надуманной неполноценности. Приводите примеры великих и талантливых левшей. Найти их несложно, ведь по статистике 20-25% одаренных людей леворукие.