Получи документы

Речевая агрессия у детей, что делать?

Дина Фомина
Речевая агрессия у детей, что делать?

Выступление на родительском собрании по теме "Речевая агрессия у детей"

Цель: формирование знаний родителей о проблеме речевой агрессии дошкольников.

Задачи:

Объяснить проявления и причины детской агрессии. Рассказать способы реагирования на речевую агрессию ребенка.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Вступление

Публикация «Речевая агрессия у детей, что делать?» размещена в разделах

Рано или поздно из детских уст вдруг вылетают слова и предложения, совсем недетские. Запоминают такие обороты дети очень быстро, и тому есть целый ряд причин. Во-первых, это совершенно новые для него слова, а свежие впечатления в возрасте 2-3 лет оказывают очень сильное воздействие на детскую психику. Во-вторых, малыш прекрасно замечает реакции окружающих – мам и воспитателей на тех детей, которые эти слова произносят: их замечают, им уделяют внимание (пусть и в негативном ключе). И третья причина популярности детского мата заключается в том, что знание таких выражений очень выгодно, с точки зрения малыша, отличает его от сверстников, которые такими сакральными знаниями не обладают. В общем, мат в глазах ребенка – вещь весьма полезная. Дома же малыш может сказать подобное выражение для того чтобы подчеркнуть свою «взрослость», продемонстрировать семье свою значимость и просто из любопытства, чтобы сравнить реакцию родителей с реакцией воспитателей и остальных детей.

Как же повести себя, услышав столь неподобающие выражения из уст своего чада?

Если ребенок маленький (до 4 лет). И плохие слова от него слышно очень редко, или впервые лучший способ сделать так, чтобы эти слова не прижились – проигнорировать их. Ребенок не знает смысла этого слова и произнес его только для того, чтобы проверить вашу реакцию. Если мама среагирует очень бурно, ребенку это понравится, и он будет снова его повторять, чтобы опять увидеть эту реакцию. А если мама отреагировала спокойно, то нет причины снова повторять это слово.

Если же ребенок старшего возраста, то можно с уверенностью говорить, что ребенок матерится, зная, что этого делать нельзя и делает это специально. Если игнорировать ребенка в этом случае, то он поймет, что ничего ему за это не будет, и продолжит ругаться. Поэтому действовать нужно по-другому.

Давайте разберем причины, почему ребенок ругается? (Слайд 2.)

1. Бранная речь у ребенка постоянно на слуху (негативная речевая среда – брань дома, в детском саду, в песочнице на улице, потелевидению).Он использует бранную речь, потому что все вокруг так делают. И ребенку будет очень сложно понять, почему это всем можно, а мне нельзя.

2. Ребенку не хватает внимания взрослых, поэтому он старается привлечь его к себе всеми доступными способами, пусть даже такими плохими.

3. Возрастные психологические кризисы. В периоды кризиса 3 и 7 лет ребенок может ругаться только потому, что это ему запрещают (особенность кризиса).

4. Не умеет выражать гнев приемлемым способом. Ребенок ругается только когда очень зол, с кем-то поссорился.

5. Ребенок невоспитанный, «испорченный» - использует брань специально, чтобы оскорбить, унизить. Плохое поведение это и причина детского мата и следствие различных факторов.

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое,оскорбительное, обидное общение. (Слайд 3.) Сюда относится собственно мат, грубые слова. Но кроме этого к речевой агрессии относится грубый тон и угрозы, грубые требования, грубые отказы. Ребенок по какой-то причине выражает неуважение ко взрослому и это недопустимо, особенно, если ребенок оскорбляет собственных родственников. Что же делать? Исходить нужно из причин, почему ребенок ругается (Слайд 4.)

Если причиной является негативное речевое окружение (кто-то в доме постоянно ругается, ребенок смотрит телепередачи не по возрасту, то соответственно, нужно исключить мат из окружения ребенка, чтобы он его больше не слышал. И постепенно отучать ребенка от мата, в том числе своим примером, если такая привычка у него уже сложилась. Конечно невозможно организовать совершенно стерильную речевую среду для ребенка, но главные авторитеты малыша – его родители, должны быть настоящим образцом для подражания. Также необходимо учить ребенка речевому этикету, обогащать его речь «правильными словами».

Если ребенку не хватает внимания – уделите ему это внимание, проводите больше времени, играя в игры. Причина ругани ребенка в этом случае – желание привлечь внимание. Если внимания ему и так достаточно, не будет необходимости привлекать его таким плохим, но действенным способом. При этом, реагировать на мат нужно максимально спокойно, чтобы ребенок видел, что таким образом он не выведет вас из себя и перестал это делать. Не нужно совсем игнорировать брань, говорите спокойным голосом, что вам не нравятся такие слова, они неприятны. Если ругань продолжается, так же спокойно накажите ребенка (например, лишив

сладкого или телевизора).

Если у ребенка возрастной кризис, также нужно максимально спокойно относиться к его истерикам и ругани. Но при этом систематически продолжать объяснять, как вам неприятно слушать такое, объяснять, почему нельзя ругаться и при необходимости наказывать ребенка. Так же кризис подразумевает стремление ребенка перейти на новую ступеньку развития и взаимоотношений. Он вырос и хочет, чтобы к нему не относились как к маленькому, поэтому подумайте и перестройте общение с ребенком, давайте ему больше самостоятельности. Это сложный период и для ребенка и для родителей, но его можно пережить и переждать.

Если малыш оскорбляет родственников, родителей, посылает их, часто впадает в истерики, особенно во время кризиса. Объясните ребенку, что это неприемлемо, и покажите как вам это неприятно. Будьте строги, но не доходите до рукоприкладства и ругани в ответ. Здесь не обойтись без наказания. Возможно, объявить ему бойкот. Вы тоже имеете право обидеться.

Если ребенок матерится, когда очень зол, вероятно, он не знает, как можно выразить свою злость другим способом. Гнев – естественная и нормальная эмоция. Невозможно не злиться и нельзя требовать этого от ребенка. Говоря ему «Не злись!», «Ты не должен быть таким злым!», вы серьезно можете травмировать ребенка. Злиться нормально и естественно. Ненормально при этом материться. Зато можно побить подушку или разрисовать листок или покричать в подушку. В крайнем случае, можно поругаться и покричать в специальный мешочек для криков, главное не говорить такие слова человеку лично, оскорбляя его. Объясните это ребенку и научите его, что делать, если очень зол, а ругаться и драться нельзя.

Чего нельзя делать: (Слайд 5.)

Ругаясь, ругать за ругань. Родительская речь должна быть примером для ребенка. Дети не поймут, почему взрослым можно ругаться, а детям - нет. И вообще, вместо постоянных выражений запрета: «Так нельзя!», «Да ты что!», «Прекрати немедленно!», «Опять ты за свое!», «Плохой мальчик!», лучше использовать намеки или другие, более мягкие формулировки: «Зачем же ругаться?», «Что-то мне не нравятся эти слова», «Прозвучало грубо», «Ты же у меня

добрый и вежливый. Не нужно таких слов», «Знаю, что это ты сказал случайно. Я верю, что в следующий раз ты подберешь правильные слова».

Стыдить на глазах у других. Это унижает ребенка. Лучше сделать ему замечание, а уже позже, наедине поговорить с ним.

Ругать ребенка за любопытство. Если ребенок спрашивает у вас о значении нового неприличного слова не ругайте его за это. Спокойно объясните что это за слово или скажите, что оно такое

неприятное, что вы сами не хотите даже говорить о нем и надеетесь, что малыш его использовать не будет. Лучше, если ребенок узнает значение некоторых слов от вас, чем у кого-то еще.

Запрещать без объяснений. Объясните ребенку, почему же нельзя выражаться. Помните, объяснение «Ты еще маленький» - не подходит, ребенок считает, что чем больше он ведет себя как взрослый, тем скорее повзрослеет.

Давайте вместе выделим и запишем причины, по которым нельзя материться, особенно ребенку. Что вы будете говорить малышу?

Родители делают предположения, формируют ответы.

Пример:

1. Грубые слова очень неприятны, они могут сильно обидеть. Поэтому люди договорились, что материться это неприлично. А тех, кто ругается, никто не уважает. Их даже могут посадить в

тюрьму.

2. Грубые слова обычно говорят только плохие ребята, грубияны и забияки, а среди взрослых матерятся обычно бандиты. Ты хороший и приличный мальчик/девочка, поэтом все ждут, что ты

будешь разговаривать красиво и без мата.

3. Если ты ругаешься матом, значит, ты не уважаешь окружающих тебя людей. Поэтому и они тебя уважать не будут. Окружающие посмеются над тобой и подумают, что ты очень плохой. Они не захотят с тобой общаться и дружить.

Публикации по теме:

Беседа «Что делать и как себя вести, если случился пожар» для детей средней группыБеседа «Что делать и как себя вести, если случился пожар» для детей средней группы Беседа: «Что делать и как себя вести, если случился пожар?» Воспитатель: Трофимова Е. В. Загадка: «Если дым валит клубами, Пламя бьётся языками,.

Детская агрессия Детская агрессия МДОАУ детский сад №3 г. Зея Воспитатель Иотко А. В. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Консультация «Детская агрессия. Сказка про Кляксу» Агрессия в том или ином виде присуща всем людям, и взрослым, и малышам. Но если взрослый человек может контролировать свои переживания и.

Художественно-речевая деятельность детей второй младшей группы (из опыта работы) Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное.

Интерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменностиИнтерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменности 24 мая - День славянской письменности. Объяснить значение этой памятной даты для нашего народа непросто, но рассказать о значении русского.

Консультация для родителей «Детская агрессия начинается с песочницы» Что заставляет ребенка злиться и конфликтовать? Могут ли родители исправить такое поведение? Детская агрессия – явление частое и опасное.

Консультация для родителей «Логопедический массаж: делать или не делать?» В настоящее время очень популярен логопедический массаж, многие родители о нем слышали, многие уже обращались за помощью, но необходимо.

Познавательно-речевая деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Хлебная история» Задачи: - Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку; - Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать.

Речевая гостиная «Говорушкины посиделки» как форма совместной деятельности и межгруппового взаимодействия детей Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеет речевые нарушения. При этом не просто.

Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности детей в соответствии с ФГОСРечевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности детей в соответствии с ФГОС Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности детей в соответствии с ФГОС. Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая агрессия у детей, что делать?
Опубликовано: 9 июля 2016 в 14:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД