Елизавета Харун
Речевая карта ребёнка от 3 до 7 лет. Схема обследования.
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. ребенка
Дата рождения ___
возраст на момент обследования ___
Домашний адрес ___
Решением ПМПк от ___протокол № ___
зачислен на логопункт на ___учебный год
направлен на ПМПК в МОУ ЦДК «Детство» ___
Дата заполнения речевой карты ___
Логопедическое заключение ___
Логопед ___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, крупные, с промежутками, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___
Публикация «Речевая карта ребёнка от 3 до 7 лет, Схема обследования,» размещена в разделах
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___
Твердое небо (высокое, узкое (готическое, плоское, низкое, расщелина) ___
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ___
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка) ___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние ручной моторики (не справляется, затрудняется, с трудом, норма, объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала правой руке, потом на левой руке)___
___
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)
___
6 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук. Поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой руке)
___
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены, и наоборот)___
___
5 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой)___
___
6 лет (упр. «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)
___
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) ___
___
5 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) ___
___
6 лет (умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека)___
___
2. Состояние мимической мускулатуры. (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, точность выполнения, замедленность движений.)
Выполнение упражнений:
3 года ( по подражанию: поднять брови вверх-«Удивиться»___; нахмурить брови-«Рассердиться»___; прищурить глаза___; надуть щеки-«Толстячок»___; втянуть щеки-«Худышка»___) ___
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___)
___
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; поднять брови___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть щеки___; втянуть щеки___)
___
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз___; прищурить глаза___; нахмурить брови___;
наморщить нос___; надуть правую, левую щеку___; втянуть правую, левую щеку___)
___
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
3 года ___
4 года ___
5 лет___
6 лет ___
3. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, добавочные и лишние движения, тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение, объем движений (полный, неполный, способность к переключению от одного движения к другому, замены движений, обильная саливация, отклонения кончика языка)
Движения нижней челюсти:
3 года ( по подражанию: открыть и закрыть рот)___
4 года (широко открыть и закрыть рот___; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону___) ___
5 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков___) ___
6 лет (широко открыть и закрыть рот___; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков подвигать нижней челюстью вправо-влево___)___
___
Движения губ:
3 года ( по подражанию: «Улыбка-Трубочка») ___
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть вперед «трубочкой»___; растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___)___
5 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___)___
___
6 лет (растянуть губы в улыбке, обнажая резцы___; сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой___;
чередовать положения губ «улыбка-трубочка» ___; поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить нижнюю губу. Обнажив нижние зубы___) ___
___
Движения языка:
3 года ( по подражанию: язык широкий___; узкий___; вверх-вниз___; «часики» ___
___
4 года (показать широкий язык-«Лопаточка»___; показать узкий язык-«Жало»___; «Качели»___;
«Часики»___; движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом») ___
___
5 лет (показать широкий язык-«Лопаточка»___; показать узкий язык-«Жало»___; «Качели»___;
«Часики»___; движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом») ___
___
6 лет (показать широкий язык-«Лопаточка»___; показать узкий язык-«Жало»___; «Качели» (язык на губе)___;«Часики»___; облизать кончиком языка губы по кругу «вкусное варенье»___) ___
___
Движение мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) Саливация (норма, повышенная)
3 года___ ___
4 года___ ___
5 лет ___ ___
6 лет ___ ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь (нарушено понимание…
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию) :
3 года (выбери картинку, где игрушки___; посуда___; одежда___)___
___
4 года (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___)___
___
5 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;
___
6 лет (игрушки___; одежда___; обувь___; посуда___; мебель___; овощи___; фрукты___; птицы___;животные ___
___
Понимание действий (показать по предметным картинкам) :
3 года (где девочка спит___; играет___; рисует___; ест___)___
4 года (где девочка сидит___; стоит___; лежит___; идет___; мальчик ест___; пъет___; читает___; играет___;
___
5 лет (птица летит___; рыба плывет___; слон идет___; лягушка прыгает___; змея ползет___) ___
___
6 лет (строитель строит___; уборщица убирает___; покупатель покупает___)___
___
Понимание признаков (показ по предложенным картинкам) :
4 года (большая чашка___; маленькая чашка___; красный лист___; зеленый лист___; желтый лист___; сладкая конфета___; кислый лимон___; круглый торт___; квадратный торт___) ___
___
5 лет (круглое печенье___; квадратное печенье___; треугольное печенье___; овальное печенье___; холодное мороженое___; горячий чай___; горькое лекарство___; сладкое варенье___) ___
___
6 лет (прямоугольная салфетка___; многоугольная салфетка___; молодой человек___; старый человек___; веселый мальчик___; грустный мальчик___; высокий дом__; низкий дом___) ___
___
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показ по картинкам) :
3 года (чашка-чашки___; гриб-грибы___; шар-шары___; стол-столы___; кукла-куклы___; мяч-мячи___)
___
4 года (бабочка-бабочки___; цветок-цветы___; девочка-девочки___; мальчик-девочки___; дом-дома___)
___
5 лет (кот-коты___; кровать-кровати___; лампа-лампы___; вагон-вагоны___; стол-столы___; гриб-грибы___)
___
6 лет (кровать-кровати___; лампа-лампы___; стол-столы___; гнездо-гнезда___; ухо-уши___; гриб-грибы___)
___
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
3 года (предлоги на, в, под: положи мячик в коробку___; на стол___; под стол___) ___
4 года (предлоги в, на, у: в столе___; на столе___; у стола__)___
5 лет (предлоги в, на, у, под, за, по: в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу__)
___
6 лет (предлоги в, на, у, под, за, по, над, из: в столе___; на столе___; у стола__; под столом___; за столом___; по столу __; над столом___; из стола___) ___
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
3 года (дом-домик___; ложка-ложечка___; мяч-мячик___; стол-столик___; стул-стульчик___; кукла-куколка___)
___
4 года (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; стол-столик___; машина-машинка___; ведро-ведерочко___)
___
5 лет (ключ-ключик___; пуговица-пуговичка___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; чашка-чашечка___)
___
6 лет (нож-ножик___; носок-носочек___; звезда-звездочка___; рукавица-рукавичка___; одеяло-одеяльце___)
___
Дифференциация глаголов с разными приставками (показать по предложенным картинкам) :
4 года (девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)
___
5 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___)___
6 лет (птица вылетает из клетки___, птица влетает в клетку___, девочка наливает воду в чашку___, выливает воду из чашки___, поливает цветы из лейки___, мальчик переходит дорогу___, мальчик подходит к дому___)
___
Понимание отдельных предложений (показать по предложенным картинкам) :
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика___) ___
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой___) ___
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился___) ___
3. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков (показать по картинкам) :
3 года (стол-стул___, папа-баба___, точка-дочка___, коса-коза___, миска-мишка___)
___
4 года (кот-кит___, дом-дым___, уточка-удочка___, киска-миска___) ___
___
5 лет (мышка-мишка___, почка-бочка___, катушка-кадушка___, горка-корка___, крыса-крыша___, рожки-ложки___, трава-дрова__,) ___
6 лет (пашня-башня___, сова-софа___, крот-грот___, шар-жар___, лук-люк___, мышка-мишка___)___
___
Исследование состояния экспрессивной речи
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ: (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)
3 года ___
4 года ___
5 лет ___
6 лет ___
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам:
3 года (назвать предметы, картинки по темам) :
«Игрушки»___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Домашние животные» ___
4 года
«Игрушки»___
«Посуда» ___
«Одежда» ___
«Обувь» ___
5 лет
«Мебель» ___
«Овощи» ___
«Фрукты» ___
«Птицы» ___
6 лет
«Ягоды» ___
«Насекомые» ___
«Животные» ___
«Транспорт» ___
Назвать части тела и части предметов (по картинке) :
4 года
Ноги___ спинка стула ___
Руки___ сиденье стула ___
Голова___ ножки стула ___
Глаза ___ кузов машины ___
Уши ___ колеса машины ___
5 лет
Нос ___ рукав ___
Рот ___ воротник ___
Шея ___ пуговица___
Живот ___ кабина машины ___
Грудь ___ руль ___
6 лет
Локоть ___ манжета ___
Ладонь ___ петля для пуговицы ___
Затылок ___ фары ___
Висок ___ мотор ___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке :
3 года
Кукла, пирамидка, мячик… ___
Ложка, вилка, тарелка … ___
Платье, юбка, кофта … ___
Собака, кошка, мышка … ___
4 года
Мяч, машина, кукла … ___
Рубашка, платье, юбка …___
Ботинки, сапоги, туфли … ___
5 лет
Стол, стул, шкаф …___
Огурец, помидор, морковь … ___
Яблоко, банан, апельсин … ___
Воробей, голубь, сова … ___
6 лет
Клубника, смородина, черника … ___
Муха, комар, бабочка … ___
Кошка, собака, корова … ___
Самолет, автобус, машина …___
Подобрать антонимы (слова «наоборот») :
4 года
белый-черный___ горячий-холодный___
большой-маленький___
5 лет
Сладкий-кислый___ твердый-мягкий ___
Большой-маленький___ толстая-тонкая ___
Широкое-узкое ___
6 лет
Высокий-низкий ___ длинная-короткая ___
Широкое-узкое ___ толстая-тонкая ___
Друг ___ добро ___
Горе ___ горячий ___
Давать ___ поднимать ___
ГЛАГОЛЫ:
Назвать действия «Что делает?» (по картинкам) :
3 года
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (рисует) ___
Мальчик (пьет) ___ (гуляет) ___
4 года
Мальчик (ест) ___ (спит) ___
Мальчик (играет) ___ (идет) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Машина (едет) ___
5 лет
Мальчик (рисует) ___ (умывается) ___
Девочка (моет) ___ (варит) ___
Птица (летит) ___ рыбка (плавает) ___
Кошка мяукает, а собака что делает? (лает) ___
А как подает голос корова? (мычит) ___
А как подает голос петух? (кукарекает) ___
6 лет
Мальчик (идет) ___ рыбка (плавает) ___
Солнце (светит) ___ дождик (льет) ___
Бабушка (вяжет) ___ мама (шьет) ___
Врач (лечит) ___ учитель (учит) ___
Повар (готовит) ___ продавец (продает) ___
Ворона каркает, а кукушка (кукует) ___
А как подает голос лошадь? (ржет) ___ свинья (хрюкает) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
(образовать по аналогии)
3 года
Стол-столы ___ мяч- ___ кукла- ___
4 года
Стол-столы ___ кот- ___ дом- ___
кукла- ___ рука- ___ окно- ___
5 лет
Кот-коты ___ лев- ___ река- ___
Ухо- ___ кольцо- ___ яйцо- ___
6 лет
Глаз-глаза ___ лист- ___ стул___
Дерево- ___ пень- ___ воробей- ___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много
чего?» по картинкам)
3 года «Одна ложка – Много чего? Ложек»
Ложек- ___ яблок- ___конфет- ___
Помидоров- ___
4 года
Груш- ___ помидоров- ___ яблок- ___
Огурцов- ___ ягод- ___ цветов- ___
5 лет
Шаров___ ключей- ___ берез- ___
Ложек- ___ окон- ___
6 лет
Карандашей- ___ листьев- ___ книг- ___
Вилок- ___ ведер- ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского
рода (назвать цвет предмета по картинкам) :
3 года
Шар-красный ___ карандаш-синий___машина-красная___
Чашка-синяя___
4 года
Флаг- красный ___ сумка-синяя ___ яблоко-желтое ___
5 лет
Апельсин-оранжевый ___ блюдце-голубое ___ бабочка-белая ___
6 лет
Колокольчик-фиолетовый ___ ворона-серая ___ платье-розовое ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) :
3 года
В домике ___ под деревом ___ на заборе ___
В норке ___ за норкой ___
4 года
Где стоит ваза? (на столе) ___ У кого мячик? (у мальчика) ___
Где лежат фрукты? (в корзине) ___
5 лет
Где сидит птичка? (на дереве) ___ Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___ Где едет машина? (по дороге) ___
6 лет
Где лежит мяч? (под стулом) ___ Где летает бабочка? (над цветком) ___
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ___
Откуда прыгает котенок? (с кресла) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
4 года
Два кота … Пять котов ___ Две машины … Пять машин ___
5 лет
Два мяча … Пять мячей ___ Две розы … Пять роз ___ Два окна … Пять окон ___
6 лет
Два пня … Пять пней ___ Два воробья … Пять воробьев ___ Два ведра … Пять ведер ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
3 года
Стол - ___ нос - ___ дом - ___ кукла - ___
4 года
Стол - ___ чашка - ___ сумка - ___ ведро - ___
5 лет
Забор - ___ носок - ___ лента - ___ окно - ___
6 лет
Кольцо - ___ коляска - ___ цветок - ___ кувшин - ___
Образование названий детенышей животных.
3 года
У кошки - ___ у лисы - ___ у зайца - ___
4 года
У кошки - ___ у лисы - ___ у утки - ___ у слонихи - ___
5 лет
У зайчихи - ___ у белки - ___ у волчицы ___ у козы - ___
6 лет
У собаки - ___ у коровы ___ у бобрихи ___ у медведицы ___
Образование прилагательных от имен существительных.
5 лет
Ствол из дерева (какой) – деревянный ___
Банка из стекла (какая) – ___
сумка из кожи (какая) - ___
Крыша из соломы (какая) - ___
Сапоги из резины (какие) - ___
Сок из яблок (какой) - ___
Образование притяжательных прилагательных.
5 лет
Чей фартук? (мама, бабушка) - ___
Чей дом? (Таня, кошка) - ___
6 лет
Очки бабушки (чьи) – бабушкины ___ хвост лисы (чей) ___
Туфли мамы (чьи) ___ усы кошки (чьи) ___
Берлога медведя (чья) ___
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает человек?» по картинкам).
6 лет
Человек переходит дорогу. ___
Человек заходит в автобус. ___
Человек выходит из дома. ___
Человек уходит за дом. ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
3 года (при наличии фразовой речи)
Инструкция: послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить.
Самостоятельно пересказывает ___ с помощью взрослого ___ не справляется ___
4 года
«Котенок»
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
___
5 лет
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
___
6 лет
«Случай в лесу»
Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. ___
Составление рассказа по сюжетной картине.
5 лет
«Котенок»
___
6 лет
«Котенок»
___
Составление рассказа по серии картинок (собрать разрезные картинки и составить рассказ).
5 лет
«Нашли ежа»
___
6 лет
«Нашли ежа»
___
4. состояние слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
3 года (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов)
Дом ___ кот ___ нос ___ суп ___
Вата ___ муха ___ дети ___ ноги ___
Помада ___ бумага ___ малина ___ лопата ___
4 года
Кот ___ вода ___ стук ___ мост ___веник ___
Сумка ___ лопата ___ спинка ___ банка ___фантик___
5 лет
Дом ___ вата ___ веник ___ сумка ___ лопата ___
Телефон ___ самолет ___ фотограф ___
Микстура ___ полотенце ___ мотоцикл ___
Телевизор ___ погремушка ___ сковорода ___
Лампа упала со стола. ___
Дети слепили снеговика. ___
В универсаме продают продукты. ___
6 лет
Телефон ___ самолет ___ тротуар ___
Микстура ___ полотенце ___ мотоцикл ___
Телевизор ___ погремушка ___ сковорода ___
градусник ___фотоаппарат ___экскаватор ___
регулировщик ___водопроводчик ___
Регулировщик руководит движением на перекрестке. ___
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. ___
Водопроводчик чинит водопровод. ___
5. Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены, искажения звуков).
4 года; 5 лет; 6 лет (изолированно, в словах)
Гласные: А ___ У ___ О ___ И ___ Э ___
Согласные:
С ___ С ___ З ___ З ___ Ц ___ Ш ___
Ж ___ Ч ___ Щ ___ Р ___ Р ___ Л ___
Л ___ Й ___ М ___ Н ___ Б ___ Д ___
В ___ К ___ К ___ Г ___ Г ___ Х ___
Х ___ Т ___
6. Фонематическое восприятие.
3 года
Па – ба ___ та – да ___ ка –га ___
4 года
Ба – па ___ па – ба ___ га – ка ___ ка – га ___
Да – та ___ та – да ___ ма – ба ___ ба – ма ___
Ва – ка ___ ка – ва ___ ня – на ___ на – ня ___
5 лет
Ба – па – ба ___ па – ба – па ___ га – ка – га ___ ка – га – ка ___
Да – та – да ___ та – да – та ___ за – са – за ___ са – за –са ___
Та – тя – та ___ тя – та – тя ___
6 лет
Са – ша – са ___ ша – са – ша ___ жа – ша –жа ___ жа – ша – жа ___
Са – ца – са ___ ца – са – ца ___ ла – ра – ла ___ ра – ла – ра ___
Том – дом – ком ___бок – бак – бык ___
7. Фонематический анализ и синтез.
Назвать первый звук.
5 лет
Астра ___ арка ___ осень ___ озеро ___ улей ___ уши ___ иглы ___ искры ___
6 лет
Облако ___ иглы ___ аист ___ удочка ___ гном ___ мак ___ сумка ___ тапки ___ вода ___
Назвать последний звук.
6 лет
Кот ___ жук ___ автобус ___ дом ___ шар ___ стул ___
Пила ___ кольцо ___ кенгуру ___ грибы ___ очки ___
Назвать последовательно все звуки в словах.
6 лет
Кот ___ вата ___ дом ___ мак ___ дубы ___сумка ___
Определить количество звуков в словах.
6 лет
Бык ___ вата ___ дом ___ банан ___