Екатерина Шабалина
Речевой праздник-развлечение «Кубань — ты наша Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Составители: учитель-логопед Шабалина Е. А., музыкальный руководитель Потапова Т. Н.
БДОУМО Динской район «Детский сад №4»
Задачи:
Обобщить у детей знания об истории родного края;
Развивать интерес к быту, культуре своего народа;
Публикация «Речевой праздник-развлечение „Кубань — ты наша Родина“» размещена в разделах
- Кубань
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность; воспитывать любовь к произведениям Кубанских поэтов, художников, композиторов.
Вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Подготовительная работа: дети посещают Динской исторический музей, знакомятся со стихами, песнями и бытом казачества, совместно с родителями рисуют иллюстрации, отражающие местный быт, изучают музыкальные произведения патриотического характера, рассматривают иллюстрации книг, атласы, картины, открытки, флаги, гербы Краснодарского края, России.
Ход праздника.
Звучит фрагмент «Гимна Кубани». Зал украшен, на центральной стене Государственный флаг России, флаг Кубани, а в зрительном зале родители и воспитатели.
Логопед: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Наша встреча сегодня посвящена традиционной культуре кубанского казачества. В формировании кубанского казачества основную роль сыграли русский и украинский народы; в то же время сложившиеся традиции имеют характерные особенности: традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и обряды, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.
В этой коробочке необычные жетоны. Их вы будете получать за смекалку и знания.
Разминка
Дети отвечают на вопросы логопеда и получают жетоны.
1. Какие страны вы знаете?
2. Как называется наша страна?
3. Как называется наш край?
4. Как можно назвать жителей Кубани?
5. Назовите государственные символы Краснодарского края.
6. Из каких частей состоит флаг?
7. Какие цвета на полотнище?
8. Что изображено на гербе7
Логопед: Много стихов написано прекрасными поэтами о нашем крае, один из них дети расскажут. Чтение стихотворения Б. Бакалдина «Моя Кубань»
Ребенок: Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там вечер просторный и песня простая,
У клуба парнишек и девушек стая.
Ребенок: Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут как землю ворочают плугом.
Как хлеб убирают, как стол накрывают.
Как в горнице гостя у нас угощают.
Ребенок: Кубанцы на зависть умеют трудиться!
Там где-то саманный курень дымится…
Люблю тебя, край мой, простор краснодарский
И труд хлебороба и песни и пляски.
Ребенок: И пыль под копытами на ипподроме,
И яркую лампочку в маленьком доме.
Улыбку и радость на лицах казачьих.
Суровых и смуглых, простых, но горячих.
Ребенок: Ты был на Кубани? А ты побывай!
Отличные люди, Прославленный край!
Конкурс 1 «История Кубани»
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю нашего края?
1. Откуда прибыли на Кубань казаки? (С берегов реки Днестр.)
2. Кто руководил отрядами казаков? (Савва Белый и Захарий Чепрага.)
3. Из чего строили свои жилища казаки? (Из соломы, камыша, глины: пол мазали глиной и коровяком, крышу покрывали соломой или камышом.)
4. Как называется столица Кубани. Первое название города Краснодара.
5. Кубань – многонациональный край. Перечислите национальности людей нашего края.
Конкурс 2 «Родная станица»
1. Как называется наша станица?
2. От какого слова произошло слово Динская?
3. На берегах какой реки раскинулась наша станица?
4. Кто дал название реке?
.
Конкурс 3 «Кубань – житница России»
1. Что означает слово житница?
2. Назовите зерновые культуры, выращиваемые на Кубани.
3. Назовите сельскохозяйственную технику.
4. Назовите профессии, связанные с хлебом.
5. Подберите как можно больше слов (признаков) о хлебе. (Свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, подовый, вкусный)
6. Какие вы знаете пословицы и загадки о хлебе?
Весной в землю бросается,
летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеб – всему голова.
По полю бродит, зерно молотит.
Жнет, косит – хлеба не просит.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Много снегу – много хлеба.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
Логопед: Пока жюри подводит итоги- дети исполняют танец с колосками, звучит русская народная песня» Выйду на улицу»
Конкурс №4 «Песни Кубани»
1 Девочки исполняют песню «Гай зелененький»
2 Мальчики - песню «Маруся»
Конкурс 5 «Ремесла Кубани»
Логопед: Да сейчас мы поговорим с вами о ремеслах, вспомним, чем занимались наши предки. Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.
1. Какие народные ремесла Кубани вы знаете? (кузнечное, гончарное,
лозоплетение, ткацкое)
2. Какие изделия изготавливали кузнецы? (замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, утюги, козырьки, решетки, ворота, ограды, флюгеры, фонари.)
3. Какие изделия гончаров вы знаете? (простая посуда, «глечик», незатейливые игрушки, сувениры.)
4. Что изготавливали из лозы? (колыбели, погремушки, корзинки, короба, кошели для хранения зерна.)
Логопед: На Кубани живет гостеприимный, веселый и дружный народ. Очень любят и взрослые, и дети встречать гостей песнями, танцами, хлебом – солью.
Мальчики исполняют танец «Казачий перепляс» - жюри подводит итоги.
Конкурс №6 «Пословицы и поговорки Кубани»
Логопед: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете кубанские пословицы. Предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко». Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.
1. Куй железо пока … (горячо)
2. Что посеешь, то и … (пожнёшь)
3. При солнышке тепло, при матери … (добро)
4. Добрая слава лежит, а худая … (бежит)
Разминка посерединке
Логопед: Пришла пора отдохнуть и размяться, а заодно каждая команда покажет игры, в которые играли наши прадедушки и прабабушки.
Игра «Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова: Бай-качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач! Возвращаются в свой круг». При повторении игры могут меняться местами в кругах.
Игра «Капуста»
Рисуется круг –огород. В его центр играющие складывают кубики, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Лозу тешу, лозу тешу-
Плетень горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами,
Курица с цыплятами.
Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.
Конкурс 7 «Состязание болельщиков»
Логопед: Давайте проведем конкурс болельщиков! Пусть болельщики каждой команды помогут ей победить в сегодняшнем состязании!
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше блюд
Кубанской кухни. Кубанская кухня – яркий пример смешения кулинарных традиций. Ведь регион в силу исторических реалий является территорией, где вот уже не одно столетие можно наблюдать сосуществование и даже, в какой-то степени, симбиоз культур народов Европы и Азии.
Кроме украинского влияния (современные кубанские казаки – выходцы с территориально близкой Украины, кубанская кулинария, конечно, испытывает на себе и влияние русское. А с юга вносит разнообразие кулинарный Кавказ. На Кубани, которую населяют представители множества различных национальностей, на столе вы можете увидеть и грузинские шашлыки, и украинский борщ, и пироги из России, армянскую толму (долму, узбекский плов…
1. Какие традиционные блюда на Кубани?
2. Назовите предметы старинной кухонной утвари.
3. Игра «Кто быстрее слепит вареники?»
Конкурс 9 «Домашнее задание»
Жюри объявляет победителей выставки рисунков-иллюстраций по теме «Кубань – ты наша Родина»
Завершение праздника
Логопед: Молодцы, ребята! Все вы справились с нелегкими вопросами и заданиями. Но, давайте посмотрим, кто же справился с заданиями лучше всех!
Дети подсчитывают жетоны. Жюри награждает детей, набравших в каждой команде большее количество жетонов. Затем жюри объявляет командное первенство.