Наталья Козлякова
Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на слух и по артикуляции.
Формировать умение выделять ударный гласный из слов.
Определять место звука в слове (первый, последний, в середине) и обозначать его на схеме слова, используя условное обозначение – красный круг.
Публикация «Речевой тренинг в старшей группе „Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Дифференцировать гласные звуки [А, О, У, Ы, Э] через нахождение и различение слов с этими звуками.
Упражнять в подборе глаголов-действий к одному существительному.
Закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке из
3-х слов, произносить его с разной интонацией (весело, грустно, сердито).
Формировать пространственную ориентацию, развивать мелкую моторику руки.
Продолжать работу по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.
Материал: картинки, кубики Зайцева Н. А., молоточек, звуковая линейка.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок – нахождение в них заданного звука;
Составление предложений по сюжетным картинкам;
Домашнее задание: подбор слов на заданный звук, игра «Фотографы»;
Чтение художественной литературы: сказка «Приключения Буратино»
Игры с кубиками Зайцева.
Литература, используемая при составлении конспекта:
1. Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу»; ЛИНКА – ПРЕСС, Москва, 2007г.
2. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве»; «Ювента», Москва, 2003г.
3. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»; Москва, Мозаика-синтез,2006г.
Ход.
1. Организационный момент.
В. - Вчера вечером ко мне залетел шарик и рассказал, что он видел:
Мама Анечку качает: «А-а-а-а»
Мама тихо напевает: «А-а-а-а…
Баю – баю, спать пора…»
Анечка зевает: «А…».
В. - Ребята, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении?
Д. – Звук А.
В. – Какой это звук? (гласный).
Какие звуки называются гласными? (звуки, которые можно петь и при этом воздух в ротике не встречает никаких преград – это гласные звуки).
Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, Ы, Э).
2. Дидактическое упражнение: «Потянем звук, как ниточку».
Соединить пальцы обеих рук. Будем произносить звук и раздвигать руки в стороны, как будто тянем ниточку. Кто дольше протянет звук, у того ниточка будет длиннее.
Дети произносят звуки по очереди.
3. Дидактическое упражнение: «Поймай хлопками гласный звук».
В. – Я сейчас буду произносить звуки, а вы хлопками поймаете только гласный звук. Начинаем: В,Р,О,Ы,С,Л,Г,Э,П,М,З,Д,У,Р,Н,А.
4. Игра «Догадайтесь».
В. – Я буду произносить звуки не вслух, а про себя. А вы по моим губам отгадайте, какой звук я хочу произнести.
Воспитатель беззвучно артикулирует звуки, а дети отвечают какой звук и как догадались.
Усложнение: А теперь я скажу сразу два звука про себя : [А, У]. Какие звуки я хотела сказать? Какой первый звук? (второй?
- Сядет тот, чье имя начинается с гласного звука.
- В чьем имени звук А находится в середине слова.
- Чье имя заканчивается на гласный звук А.
5. Выделение гласных звуков из слов. Игра «Картинки».
В. – Посмотрите на картинки и назовите только ту картинку, название которой начинается с гласного звука.
– В названиях каких картинок живет звук У? Ы? О? Э?
Усложнение: В названиях каких картинок спрятались два звука А, О? У, А?
– Определите, пожалуйста, где в названии этой картинки (РАК) спрятался звук А
6. Игра «Путешествие» найти слова со звуком О, У, А.
7. Выделение ударных гласных из слов.
Послушайте сказку:
«В некотором царстве жил был волшебник. У него был волшебный молоточек, которым он ударял не по гвоздям, а по гласным звукам. Увидит какое-нибудь слово, ударит по нему, и гласный звук в этом слове звучит сильнее, громче других звуков, станет ударным. Например: ударит молоточек по слову УТРО и оно зазвучит так: УУУТРО.»
В. – Какой звук при этом звучит сильнее, громче других? (У)
В. – Ребята, а вы догадались, что это за молоточек такой, как он называется?
(ударение).
В. –Волшебник вам прислал слова, для того чтобы поставить в них ударение, но они распались. Соберите их и скажите, какой ударный звук?
РОЗА, ЛИСА, МЫЛО, КАША, МЫШИ, КОЗА, МУХА, РЫБА, ШУКА.
8. Игра «Цепочка» - подбор слов-действий к составленным словам.
РОЗА – пахнет, цветет, растет, колется, вянет, радует…
ЛИСА – бегает, хитрит, ворует, ловит, кусается…
МЫЛО – пенится, моет, чистит, стирает, убивает, очищает…
9. Работа по составлению предложений.
В. – Ребята, посмотрите на мольберт: кто изображен на картинке? (ежик).
В. – Что он делает? (несет яблоко).
В. – А теперь, повторите предложение полностью. (Ежик несет яблоко.)
В. – Скажите это предложение весело; грустно (от лица Буратино, Пьеро, Карабаса – Барабаса). Игра «Живое предложение».
10. Штриховка «Яблоко» - подарим их ежику.
11. Итог. Со всеми моими заданиями вы справились и показали отличные знания гласных звуков, поэтому я дарю вам еще одну интересную игру, чтобы вы продолжали учиться дальше.