Лучший педагог года

Речевые игры и упражнения по лексической теме «Что на дереве растет?»

Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Что на дереве растет?»

Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.

Расширение словарного запаса детей:

названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

Публикация «Речевые игры и упражнения по лексической теме „Что на дереве растет?“» размещена в разделах

признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

1.«Назови ласково»

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик -апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

2. «Один — много»

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

3. «Посчитай фрукты»

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

4. «Назови, какое дерево

Образование относительных прилагательных

Дерево с яблоками — яблоневое,

. грушами — грушевое,

. сливами — сливовое,

. персиками — персиковое,

. абрикосами — абрикосовое;

пальма с бананами — банановая.

5. «Назови сок, варенье»

Сок из яблок — яблочный,

. груш — грушевый,

. слив — сливовый,

. лимонов — лимонный,

. абрикосов — абрикосовый,

. апельсинов — апельсиновый,

. персиков — персиковый,

. фруктов — фруктовый,

. мандаринов — мандариновый,

….банана - банановый

….граната — гранатовый

… ананаса - ананасовый

6. Игра «Исправь ошибки»

Взрослый говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

«Здравствуйте, дети!

Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Топтыжка»

7. Игра «Лавина»

Цель: расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.

Описание игры. Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры : «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

8. Вопрос на засыпку!

Чего в саду больше – яблок или яблонь?

9. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

лимон кислый, а яблоко сладкое;

лимон овальный, а яблоко круглое;

лимон желтый, а яблоко красное.

10. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т. д.

11. Согласование прилагательных с существительными

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

—Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

—Вкусные? Сочные? Ароматные?

12. «Угадай слово» : сли., яб., ли., гру., ба., пер., апель., ман.

13. Игра «Фруктовый сад»

Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.

Оборудование: план-схема Ткаченко Т. А.

Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:

Схема для описания овощей и фруктов

Цвет.

Форма.

Величина.

Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).

Место произрастания (дерево, грядка).

Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).

Что из него можно приготовить?

В каком виде ты любишь его есть?

14. Отгадывание и составление описательных загадок.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».

Затем дети повторяют рассказ целиком.

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

15. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

16. «Сбор урожая» (Развитие речевого дыхания и голоса).

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.

17. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Чтоб компот нам получить,

Надо фрукты отварить. — дошкольник левую ладонь чашеобразно сжимает, второй рукой делает помешивающие движения;

Яблоки ножом порубим,

И про груши не забудем. — делает рубящие движения ребром правой руки по раскрытой левой ладони;

Бросим вишенки и сливы,

И немного подсластим. — складывает пальцы щепотью, имитирует, что рассыпает сахар;

Компот в стаканы разливаем, — сжимает чашеобразно левую ладонь, а правой рукой совершает черпающие движения;

Угощайся, кто желает. — делает обеими руками знак «класс», отогнув большой палец от кулака.

18. Физминутка.

«Яблоня в моем саду»

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево – покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет

(Движения по тексту)

Публикации по теме:

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Дидактическая игра «Что где растет? Кто где живет?» по теме «Природа Крыма» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Что где растет? Кто где живет?» по теме «Природа Крыма» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей старшей и подготовительной к школе группы представления об особенностях природных зон родного края. Задачи:.

Дидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопедаДидактические игры и упражнения для изучения лексической темы «Зима» в рамках коррекционной работы учителя-логопеда Тема "Зима. Приметы зимы" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается в декабре. В это время ребята уже выучили.

Дидактические игры и упражнения по изучению лексической темы «Откуда хлеб пришел?»Дидактические игры и упражнения по изучению лексической темы «Откуда хлеб пришел?» Тема "Откуда хлеб пришел" по программе дополнительного образования "Говорю правильно" изучается на 3 неделе апреля. Обычно к этому периоду.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект итоговой НОД в ОО «Речевое развитие» в форме игры «Что? Где? Когда?» по лексической теме «Весна» Конспект открытой НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Составил: учитель – логопед Емельянова С. Б. Тема:.

Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения «Игры и упражнения для закрепления знаний по теме «Цветы»Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения «Игры и упражнения для закрепления знаний по теме «Цветы» Консультация для родителей дошкольников с нарушением зрения. «Желтый одуванчик». Замечательное время года – лето! Пора отпусков у родителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Что на дереве растет?»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 10:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД