Папки-передвижки

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2)

Наталья Молькова
Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2)

Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2

II направление – образование относительных прилагательных от существительных и их употребление в речи.

Цель: расширение лексического запаса детей путем практического усвоения способов образования относительных прилагательных от существительных и правильного их использования в речи.

Упражнение № 1 «С какого дерева лист?»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных со значением соотнесенности к растениями.

Публикация «Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2)» размещена в разделах

Материал: листья разных деревьев, картинки с изображением деревьев и их листьев, игрушка – гном.

Воспитатель: Наш друг гномик Вася вышел на прогулку. Подул ветер и листочки с деревьев упали на землю. Гномик собрал их в букет. Вот листок дубовый – он от дуба, кленовый – от клена, березовый – от березы и т. д. А теперь посмотрите на картинку, назовите листочки и соедините их с деревом, с которого они упали. (Если ребенок неправильно образует относительное прилагательное, логопед поправляет ребенка, называя правильную форму, затем ребенок повторяет слово несколько раз).

Упражнение № 2 «Правильно назови листочки».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки с изображением листьев деревьев.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой ковер из листьев здесь лежит. Все листочки от разных деревьев. Давайте их рассмотрим и назовем каждый из этих листьев. Например: лист дуба – дубовый лист.

( Далее детям предлагается образовать относительные прилагательные от слов: Лист осины, лист березы, лист клена, лист липы, лист яблони, лист рябины, лист смородины, лист ольхи, лист вишни).

Упражнение № 3 «Что можно приготовить из фруктов и ягод?»

Цель: обогащать активный словарь детей, продолжать учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Материал: картинки с изображением фруктов и ягод.

Воспитатель: У гномика в саду поспели фрукты и ягоды. Он собрался приготовить из них сок и варенье. Да вот только не знает, как их назвать. Давайте поможем гномику.

(Далее воспитатель сам показывает способ образования прилагательных)

Воспитатель: (показывает картинку с изображением фрукта или ягоды).

Сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное;

Сок из сливы – сливовый, варенье из сливы – сливовое.

( Затем дети сами образуют относительные прилагательные от существительных: сок из апельсинов, сок из малины, сок из винограда, сок из груши, сок из смородины; варенье из малины, варенье из клубники, варенье из смородины, варенье из черники).

В случае ошибочного образования ребенком относительного прилагательного логопед предлагает выбрать правильный вариант (апельсинный или апельсиновый). Если ребенок не может выбрать, воспитатель сам произносит правильную форму, затем просит ребенка повторить несколько раз.

Упражнение №4 «Назови правильно».

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных со значением соотнесенности к продуктам питания.

Материал: карточки с изображением банок с вареньем и пакетов с соком, фишки.

Воспитатель называет из чего приготовлено варенье или сок. Дети ищут изображение этого варенья или сока у себя на карточке. Тот, кто его находит, должен дать правильный ответ и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, у кого быстрее закроется вся карточка.

Упражнение №5 «Что приготовить на обед?»

Цель: расширять активный словарь детей; упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных со значением соотнесенности к продуктам питания.

Материал: игрушка – гном.

Воспитатель: Однажды гномик Вася пригласил на обед друзей. Чтобы угостить их он приготовил свой любимый суп из картофеля – картофельный. Давайте вспомним, какие супы можно еще приготовить. Какой суп, если он из фасоли? (фасолевый, из гороха? Из рыбы? Из курицы? Из пшена? Из овощей? Из свеклы? Из вермишели? Из грибов?

Упражнение № 6 «Что из чего?»

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.

Материал: набор предметов: стеклянный бокал, металлическая кружка, бумажный кораблик, пластмассовый стакан, шерстяная шапка, деревянная ложка, кожаный кошелек.

Воспитатель выкладывает перед детьми предметы, предлагает рассмотреть каждый из них, уточняет название материала, из которого сделан предмет. Затем задает вопрос: какой предмет по материалу?

Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком многократно, до его усвоения.

Упражнение № 7 «Какое что бывает?»

Цель: учить ребенка правильно отвечать на вопрос: какой по материалу? Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Материал: мяч.

Воспитатель: Сегодня мы будем играть в интересную игру с мячом. Я буду задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы будете отвечать на вопрос и бросать его обратно.

Какой по материалу кувшин, если он сделан из металла? (он металлический).

Если сумка из кожи? Если шапка из меха? Если тарелка из фарфора? Если шляпа из соломы? Если матрешка из дерева? Если бутылка из стекла? Если тетрадь из бумаги? Если ручка из пластмассы? Если мячик из резины?

Упражнение № 8 «Из чего построен дом?»

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные, активизировать их употребление в речи.

Материал: картинки с изображением домов, построенных из разного материала, игрушка – гном.

Воспитатель: Однажды малыш гном проходил мимо стройки и познакомился со строителями. Ему захотелось узнать, из чего строят дома. Он узнал, что дома бывают разные, из разного строительного материала и называются они по- разному. Например, дом из кирпичей (показывает картинку) называется кирпичный, из камней – каменный. Попробуйте догадаться, как называется дом, если он из бревен? (бревенчатый, из панелей? (панельный, из блоков? (блочный, из глины? (глиняный, из бетона? (бетонный).

Упражнение № 9 «Магазин одежды».

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Материал: картинки с изображением предметов одежды, игрушка – гном.

Воспитатель: Гномик Вася пришел в магазин одежды и стал рассматривать вещи, которые здесь продают. Их было много и все они из разного материала. Давайте поможем гному рассмотреть все вещи.

Какая рубашка, если она из сатина? (сатиновая). (Далее дети сами образуют относительные прилагательные).

Кофточка из фланели? Костюм из трикотажа? Свитер из шерсти? Брюки из вельвета? Куртка из замши? Жилетка из байки?

Гномик выбрал для себя замшевую курточку и вельветовые брюки.

Упражнение № 10 «Кто больше?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше существительных к относительному прилагательному для более полного усвоения его лексического значения.

Материал: фишки.

Воспитатель: Сегодня мы устроим соревнования. Я буду задавать вопросы, а вы должны подобрать как можно больше ответов. За каждый ответ получаете фишку. Кто больше наберет фишек, тот победитель.

Воспитатель: Что бывает стеклянное? Деревянное? Металлическое? Глиняное? Фарфоровое? Пластмассовое? Кожаное? и прочее.

(Необходимо подбирать по 5-6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом).

Упражнение № 11 Игра – лото «Какой по материалу».

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных с разными суффиксами, активизировать их употребление в речи.

Материал: карточки лото с изображением разных предметов, фишки.

Воспитатель называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос: какой? какая? или какое? и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не разу не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Упражнение № 12 «Кто быстрее до флажка».

Цель: продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных с разными суффиксами.

Упражнение проводится в виде соревнования.

Воспитатель называет предмет и материал из которого он сделан, а дети должны подобрать относительное прилагательное и сделать шаг вперед в случае, если слово было названо верно. Вопросы задаются каждому ребенку по очереди. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до флажка.

Упражнение № 13 «Исправь ошибку».

Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от соответствующих существительных с помощью различных суффиксов, расширять активный словарь детей.

Материал: картинки с изображением деревьев.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку, повторить и запомнить названия деревьев, а затем исправить предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим деревьям.

Пример: Столяр строгал дуб доски.

Правильный вариант: столяр строгал дубовые доски.

На дуб ветках висели желуди. – В углу комнаты стоял дуб стол. – Дедушка принес в баню береза веник. – Весной деревенские ребята ходили собирать береза сок. – В береза роще пели соловьи. – Баба Настя больше всего любила липа чай. – Мама подала на стол липа мед. – В лесу на ель ветках лежал снег. - Аленушка собрала корзину ель шишек. – Дети ходили гулять в сосна бор. – В вазе стояли сосна ветки.

Примечание: на данном этапе обучения ребенок уже способен запомнить, мысленно изменить, а затем и воспроизвести предложение из 6-7 слов.

Публикации по теме:

Речевые проблемы у детей и способы их преодоления. Беседа с родителями Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать? Что делать если они все же обозначились? Кто-то из психологов заметил, что ребенок.

Речевые игры как средство развития мышления детей Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление.

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проект «Олимпийские игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект " Олимпийские игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста " Введение Известно, что.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста Игра «Идите с нами играть» Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Подготовительная работа. Подобрать.

Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад № 60 Красносельского района, Санкт-Петербурга. Е. Ю. Позднякова. Развитие связной речи является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 2)
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 14:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД