Гюлли Бабаева
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями.
Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение малочисленного народа, его вклад в мировую культуру.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Я Родины себе не выбирал -
Она, как жизнь, даётся от рожденья!
Публикация «Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Мне стала вьюжная, суровая земля
Отчеством и точкой становленья!
Откуда в жизнь шагнул, и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду
Эти стихи знаменитого поэта нашего края Ювана Шесталова как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живёшь.
Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь Дошкольный возраст –пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.
Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.
Целью этой работы является: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций Северных народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
В этом материале представлен опыт работы по данному направлению в подготовительной к школе группе.
Образовательная область «Художественное творчество»предоставляет большие возможности нам, педагогам, для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:
- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их
-формирование эстетического вкуса;
-развитие детского творчества и воображения;
-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов Севера;
-воспитание уважения к талантам Северных народов, к их традициям и обычаям.
Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.
Работу мы начали ещё в старшей группе, где в ходе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов знакомились с коренными жителями округа, их традиционными видами народного искусства, для этого в группе создали много альбомов с наглядным материалом о жизни народов севера.
Использование ТСО подкрепило любознательность детей.
Затем стали оформлять разные выставки:
в холле ДОУ,
в уголке родного края,
знакомить родителей с экспонатами наших выставок.
Хорошей информационной базой для познавательного развития моих воспитанников явилось взаимодействие с городским краеведческим музеем.
Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Они помогают детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов, выделять сходства и различия, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Поэтому в игры мы играем много и часто.
Человек и природа - веками "жили" в единстве. Прекрасной иллюстрацией этого, является орнаментальное искусство народа ханты.
Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.
Традиционный хантыйский туесок – один их образцов применения орнамента, изготовлен он из бересты. Мы с ребятами тоже освоили этот процесс!
Только для изготовления туеска Мы используем самодельную бересту, которую ребята с большим увлечением изготавливают своими руками.
Эта техника известна под названием «граттаж». Лист плотной бумаги (картона) тонируют гуашью охристого цвета,
тщательно натирают свечой,
и покрывают ещё одним слоем гуаши.
После высыхания процарапывают стекой или палочкой с острым концом рисунок.
Вот что у нас получилось!
Хранителями неповторимости природы и национального быта являются произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его картинами.
С этой целью мы знакомимся с творческими работами самобытных художников нашего края: Геннадия Райшева, Николая Фомина и др.
Соприкосновение с этим миром приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение и успокоение, и конечно, новые знания.
Для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации (тематические «видео-путешествия»).
Традиционные способы изображения (рисование, аппликация) лучше всего помогают выразить эмоции от увиденного и показать умения.
Но,следует помнить, что результаты детского творчества должны обязательно быть продемонстрированы для сверстников, для родителей и для гостей группы.
Использование же в художественной деятельности нетрадиционных материалов и техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребят. В этом я убедилась на своих воспитанниках.
Мы с ребятами предлагаем кроме рисования орнамента на искусственной бересте, использовать следующие техники художественного творчества, которые мы испробовали и они нам понравились:
-пластилинография;
-«зеркальный эффект» или монотипия;
-"фротттаж"– перенесение фактуры на бумагу;
- рисование угольным карандашом – очень нравится моим воспитанникам.
- изготовление детских игрушек народа ханты
(например: традиционные куклы Акань и Пакы)
Один из видов художественного промысла – резьба по кости, родился в Тобольске. Изделия Тобольской резьбы по кости известны с начала XVIII в.
Традиционные изделия Тобольской резьбы по кости — скульптуры-миниатюры в основном из кости мамонта на темы быта и жизни северных народов.
Скульптура характеризуется обобщённостью формы и яркой декоративностью. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.
Магия этого искусства завораживает и детей-дошкольников.
Одну из нетрадиционных техник мы так и назвали с ребятами
- вырезывание по «кости». Только вместо кости мамонта мы используем обычное (белое) детское мыло!
Вот что у нас получилось!
Проведя такую работу со своими воспитанниками я сделала вывод, что нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.
Выводы:
1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.
2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.
4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО – Югры в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.
5. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чём бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке – это идёт от души, а душа народная добра и красива. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции народов Севера, на земле которых мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.