Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Гюлли Бабаева
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение малочисленного народа, его вклад в мировую культуру.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Я Родины себе не выбирал -

Она, как жизнь, даётся от рожденья!

Мне стала вьюжная, суровая земля

Отчеством и точкой становленья!

Откуда в жизнь шагнул, и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду

Эти стихи знаменитого поэта нашего края Ювана Шесталова как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живёшь.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь Дошкольный возраст –пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.

Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Целью этой работы является: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций Северных народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

В этом материале представлен опыт работы по данному направлению в подготовительной к школе группе.

Образовательная область «Художественное творчество»предоставляет большие возможности нам, педагогам, для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:

- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их

-формирование эстетического вкуса;

-развитие детского творчества и воображения;

-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов Севера;

-воспитание уважения к талантам Северных народов, к их традициям и обычаям.

Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.

Работу мы начали ещё в старшей группе, где в ходе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов знакомились с коренными жителями округа, их традиционными видами народного искусства, для этого в группе создали много альбомов с наглядным материалом о жизни народов севера.

Использование ТСО подкрепило любознательность детей.

Затем стали оформлять разные выставки:

в холле ДОУ,

в уголке родного края,

знакомить родителей с экспонатами наших выставок.

Хорошей информационной базой для познавательного развития моих воспитанников явилось взаимодействие с городским краеведческим музеем.

Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Они помогают детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов, выделять сходства и различия, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Поэтому в игры мы играем много и часто.

Человек и природа - веками "жили" в единстве. Прекрасной иллюстрацией этого, является орнаментальное искусство народа ханты.

Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.

Традиционный хантыйский туесок – один их образцов применения орнамента, изготовлен он из бересты. Мы с ребятами тоже освоили этот процесс!

Только для изготовления туеска Мы используем самодельную бересту, которую ребята с большим увлечением изготавливают своими руками.

Эта техника известна под названием «граттаж». Лист плотной бумаги (картона) тонируют гуашью охристого цвета,

тщательно натирают свечой,

и покрывают ещё одним слоем гуаши.

После высыхания процарапывают стекой или палочкой с острым концом рисунок.

Вот что у нас получилось!

Хранителями неповторимости природы и национального быта являются произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его картинами.

С этой целью мы знакомимся с творческими работами самобытных художников нашего края: Геннадия Райшева, Николая Фомина и др.

Соприкосновение с этим миром приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение и успокоение, и конечно, новые знания.

Для знакомства с творческими работами художников созданы электронные слайдовые презентации (тематические «видео-путешествия»).

Традиционные способы изображения (рисование, аппликация) лучше всего помогают выразить эмоции от увиденного и показать умения.

Но,следует помнить, что результаты детского творчества должны обязательно быть продемонстрированы для сверстников, для родителей и для гостей группы.

Использование же в художественной деятельности нетрадиционных материалов и техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей ребят. В этом я убедилась на своих воспитанниках.

Мы с ребятами предлагаем кроме рисования орнамента на искусственной бересте, использовать следующие техники художественного творчества, которые мы испробовали и они нам понравились:

-пластилинография;

-«зеркальный эффект» или монотипия;

-"фротттаж"– перенесение фактуры на бумагу;

- рисование угольным карандашом – очень нравится моим воспитанникам.

- изготовление детских игрушек народа ханты

(например: традиционные куклы Акань и Пакы)

Один из видов художественного промысла – резьба по кости, родился в Тобольске. Изделия Тобольской резьбы по кости известны с начала XVIII в.

Традиционные изделия Тобольской резьбы по кости — скульптуры-миниатюры в основном из кости мамонта на темы быта и жизни северных народов.

Скульптура характеризуется обобщённостью формы и яркой декоративностью. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.

Магия этого искусства завораживает и детей-дошкольников.

Одну из нетрадиционных техник мы так и назвали с ребятами

- вырезывание по «кости». Только вместо кости мамонта мы используем обычное (белое) детское мыло!

Вот что у нас получилось!

Проведя такую работу со своими воспитанниками я сделала вывод, что нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.

Выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО – Югры в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чём бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке – это идёт от души, а душа народная добра и красива. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции народов Севера, на земле которых мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Опубликовано: 4 января 2015 в 21:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотозарисовка «Яблочный Спас в Краснодаре» часть 1
Уважаемые коллеги! Три года подряд в августе, на Яблочный Спас у меня были рабочие дни. Хлопоты по подготовке к празднику в детском саду всегда так увлекали...
Дидактическое пособие «Весёлый комод» для формирования элементарных математических...
"Весёлый комод" b] Вот такой замечательный комод у меня получился. Это очень удобное пособие, как для игры , так и для проведения НОД. Дети...
Музыкально-дидактические игры с часами
Музыкально-дидактические игры с часами Уважаемые коллеги! В преддверии Дня часов на МААМ предлагаю вашему вниманию игры с использованием часов для...