Лариса Гнездилова
Региональный компонент. Перспективное планирование (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(региональный компонент программы)
МДОУ детски сад №10 города Алушты
2016г.
Месяц года неделя Содержание работы
сентябрь 2 неделя Познавательное развитие. Горная зона и южный берег Крыма
Публикация «Региональный компонент, Перспективное планирование (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Крымские горы расположены вдоль южного берега Крыма. Кое-где они вплотную подступают к морю, создавая неповторимый пейзаж дикой природы. В уютных плодородных долинах люди могут выращивать теплолюбивые растения, поскольку горы защищают эту территорию от холодных ветров и создают условия естественной оранжереи.
Климат
Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным, горы защищают от холодных, северных ветров. Особенно ярко это проявляется на Южном берегу, где высокие горы задерживают тепло и не пропускают холодные ветры. В Крыму выделяется три климатических района: равнинный, горный и южнобережный.
4 неделя Познавательное развитие. Горы
Горы, так же как и наш полуостров, называются Крымскими. Наиболее известные из них: Чатыр-Даг, Демерджи, Ай-Петри, Кара-Даг.
Горы состоят в основном из известняков и других легко растворимых пород. Дождевая и талая вода скапливается на плоских вершинах и по трещинам и углублениям проникает в известняки, размывает и растворяет их - так образуются пещеры. В Крыму много пещер. Наиболее известные: Красная («Кизил-Коба», Холодная («Суук-Коба» с подземным озером, Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, поражающие своей красотой. Некоторые из них специально оборудованы для посещения.
В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие.
Речевое развитие. Легенды крымских гор.
октябрь 2 неделя Познавательное развитие. Сезонные изменения в природе
В связи с тем, что море остывает медленно и долго отдает тепло, осень в районах побережья теплая, продолжительная. Холод дает себя чувствовать ближе к ноябрю.
Зима мягкая, часто дождливая. Снег выпадает и задерживается в основном во второй половине января. Часто (особенно в феврале, бывают теплые дни, когда набухают почки, а на Южном берегу цветут деревья и кустарники.
Весна затяжная, прохладная, с ветрами и неустойчивой погодой, что связано с медленным нагреванием морской воды.
Лето в основном жаркое, засушливое. В середине июля и в августе растительность в степи и предгорьях высыхает, почва трескается, сильно мелеют или пересыхают реки.
Художественно-эстетическое развитие. Рисуем крымские пейзажи.
4 неделя Речевое развитие. Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа»
В процессе общения детей на «языке соседа» формировать умения действовать в речевом и неречевом планах. Уметь пользоваться основными словами приветствий, прощаний, благодарности, вежливых слов и обращений. Уроки Дружбы и Толерантности.
ноябрь 2 неделя Социально-коммуникативное развитие. Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму
Как поздравить с праздником. Какие подарки и как нужно дарить на семейные и религиозные праздники. Гостевой этикет в нашей семье и у наших соседей.
Праздники народов Крыма
Как отмечают свои праздники христиане (Рождество, Пасха, Троица, Св. Николая и др., мусульмане (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Наврез и др., иудеи (Пурим, Песах, Ханука и др.).
Примерная тематика занятий
• Ура! Я тебя понимаю!
Примерная тематика игр на взаимодействие детей
“Встанем в пары”, “Угадай, кто вышел”, “Я дарю тебе подарок”, “Соберемся вместе”, «Расскажи о своём друге»
4 неделя Познавательное развитие. Растительный мир лесов и парков ЮБК
Деревья: сосна обыкновенная, можжевельник, можжевельник древовидный, тис, держидерево, кедр, земляничник, пальма, кипарис, магнолия, ленкоранская акация, багряник, каштан, грецкий орех, платан, ива и др.
Плодовые деревья: дикая груша, инжир, миндаль, хурма, айва, гранат, фисташка, садовая рябина, яблоня и др.
Кустарники: лавр благородный, розмарин, олеандр, будлея, сирень, кизил, калина, спирея, форзиция, дрок, розы; лианы: глициния, декома и др.
Ядовитые растения
Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др.
Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др.
Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.
декабрь 2 неделя Познавательное развитие. Подземные воды
Подземные воды постепенно стекаются в маленькие ручейки, которые объединяются в подземные реки и озера, вытекающие на поверхность в виде родников.
Реки
Водохранилища
Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море, население Крыма испытывает недостаток пресной воды. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища. Самое крупное из них – Симферопольское. Оно снабжает питьевой водой население административного центра Крыма.
Озера
В приморской полосе равнинного Крыма находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной. Самые известные лечебные озера: Сакское и Мойнакское.
Растительный мир морей
Водоросли: спирулина, филлофора, морская капуста («ульва», зостера и др.
4 неделя Художественно-эстетическое развитие. Подраздел «Музыка народов Крыма»
Вечера развлечений для детей могут быть посвящены национальным праздникам, проведенным в доступной для детей форме. Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Крыму.
Примерный перечень музыкальных игр
Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки»
Украинские:, нар. мелодия «Пойдем в лес», нар. песня, «Мак»
январь 2 неделя Физическое развитие. Примерный перечень подвижных игр для разучивания с детьми
Крымскотатарские: «Мермерша» и др.
Немецкие: «Я не знаю, где я»,«Рыбак, глубока ли вода?»
Русские: «Горелки», «Пятнашки», «Лапта»
Украинские: “Котився горішок”, “Гоп-гоп”, “Панас”, “Котилася торба” и др.
Цыганские: «Не зазвени!» .
4 неделя Художественно-эстетическое развитие. Декоративно-прикладное искусство
Национальные особенности народных промыслов ярко проявляются в художественных ремеслах: вышивке, гончарном производстве, вязании, плетении, резьбе по дереву, чеканке по металлу, изготовлению ювелирных изделий.
Ковроткачество
Изготовление безворсовых ковров: болгарских писану, крымскотатарских килимов, русских ковров, украинских килимов. Особенности их рисунков, колорита. Практическое использование в жилище. Современные тканые изделия.
Вышивка
Практическая деятельность детей (по выбору) : рисование, аппликация – украшение игрового уголка, ручной и художественный труд – вышивание стебельчатым швом и швом «крест».
февраль 2 неделя Речевое развитие. Чтение детям. Примерный перечень прозаических произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Крымскотатарские:). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др.
Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры (сказка) и др.
Крымские легенды: «Кипарис», «Как был основан Бахчисарай», «Фонтан слез», «Морское сердце»
Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича
4 неделя Познавательное развитие. Степная зона Крыма
На востоке полуострова (р-н г. Керчи) и в Присивашье почвы засолены, в остальной части степи земли плодородные. Они распаханы и используются под сельскохозяйственные угодья. Недалеко от Керчи можно увидеть грязевые вулканы.
Предгорье Крыма
Предгорье вобрало в себя своеобразие севера и юга полуострова. Продольные долины и невысокие пологие холмы создают живописные виды: степь перемежается рощицами, холмами, лесопосадками.
Охрана природы Крыма
Для охраны растительного и животного мира Крыма создано шесть заповедников. Самый большой – Крымский государственный заповедник (район Чатыр-Дага) сохраняет в неприкосновенном виде природу горного Крыма. Заповедник международного значения «Лебяжьи острова» в Каркинитском заливе Черного моря является одним из крупнейших мест гнездования и зимовки диких водоплавающих птиц. Объектом охраны является также Кара-Даг - древневулканический массив с оригинальными формами рельефа, многочисленными выходами редких минералов и богатой южной лесной флорой, насчитывающей более 1000 видов растений. Своеобразным памятником природы является и Никитский ботанический сад.
март 2 неделя Речевое и познавательное развитие. Примерный перечень художественно-познавательных произведений о Крыме
Козеева И. И. - «Крымское солнышко»; Кондрашенко Л. И. – «Солнечный Крым», «Гости» и др.
Примерный перечень произведений для чтения и рассказывания детям
Дьяченко Т. М. – «Котенок»; Иванов В. А. – «Мяч»; Иванова О. А. – «Об улыбках», «Барабан»; «Удивленный барбос», «Теленок», «Цыплята» и др.
4 неделя Познавательное развитие. Растения, занесенные в Красную книгу
Деревья: крымский можжевельник высокий, сосна Станкевича (судакская, земляничник мелкоплодный, тис ягодный и др.
Травянистые растения: подснежник складчатый, цикламен, чабер крымский, шалфей, горицвет, прострел, ковыль, солодка, василек, тюльпаны, крокусы, бессмертник песчаный и др.
Животные, занесенные в Красную книгу
Животные: краб, дельфины: афалина и белобочка, землеройка хутора малая и др.
Птицы: белоголовый сип, орлан белохвост, черный гриф, дрофа и др.
Пресмыкающиеся: средиземноморский гекон, леопардовый полоз и др.
Насекомые: бражник «мертвая голова», крымская зернистая жужелица и др.
апрель 2 неделя Социально-коммуникативное развитие. Подраздел «История людей и памятников»
Учитывая то, что религия каждого народа является неотъемлемой частью его культуры, рекомендуется дать детям элементарные понятия об основных мировых религиях.
Материал о войне рекомендуется представить детям в соответствии с их возрастным восприятием в виде бесед, проблемных ситуаций на тему: «Что может случиться, если люди не могут договориться, уступить, понять друг друга?».
Примерный перечень памятников, событий, предприятий,
которые сделали Крым известным во всем мире
• Пантикапей – столица Боспорского царства (г. Керчь).
• Предприятие «Крымская роза» (г. Симферополь).
• Судостроительные заводы (г. Керчь, г. Феодосия)
• Херсонес Таврический (г. Севастополь).
• и другие.
4 неделя Речевое развитие. Произведения крымских писателей и поэтов помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию Крыма и развить речь ребёнка.
Источниками художественного чтения, рассказывания детям, пересказа являются: Произведения классической и современной литературы о Крыме (Л. Украинка, М. Коцюбинский, А. Мицкевич, А. Пушкин, Я. Полонский, М. Рыльский, М. Волошин и др.)
3. Произведения крымских писателей и поэтов.
Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме
Вяземский П. А. - «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский Я. П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А. С. – «Бахчисарайский фонтан» (отрывки, «Покинув Север наконец…»
май 2 неделя Познавательное развитие. Опасные животные
Дикий кабан, тарантул, паук каракурт, клещ, сколопендра, степная гадюка, морской ерш (скорпена, морской кот и морской дракон, некоторые виды медуз, крымский усач (марена).
4 неделя Социально-коммуникативное развитие. Примерная тематика сюжетно-ролевых игр
• Путешествие.
• Столовая.
• Библиотека.
• Школа.
• Герои-спасатели. Космонавты.
• Рекламное агенство.