Лучший педагог года

Рекомендации для педагогов и родителей «Песочная терапия как метод работы детей с РАС»

Екатерина Жаркова
Рекомендации для педагогов и родителей «Песочная терапия как метод работы детей с РАС»

Многие ученые подтверждают, что песочная терапия полезна для особых детей, в том числе и детей с РАС. На личном опыте я пришла к выводу, что данная методика действительно полезна для развития аутичных детей.

Сначала поговорим о требованиях к песочнице. Она должна быть не слишком большая, но и не слишком маленькая. Обычно используется деревянный поднос синего цвета, стандартный размер – 50х70х8 см. В него насыпается такое количество песка, которое сможет прикрыть дно на 2-3 см. Иногда вместо кинетического песка используется манка.

Публикация «Рекомендации для педагогов и родителей „Песочная терапия как метод работы детей с РАС“» размещена в разделах

Для того, чтобы начать игру в песочнице с ребенком с РАС, требуется сначала познакомить его с новыми ощущениями. Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу начнет играть в песке. В начале занятий, взрослый показывает, что песок приятный и хороший, что его не стоит бояться. Для ребенка с РАС песок — новое сенсорное ощущение. Подходить к занятию в песке нужно осторожно, не пугая этим ребенка. Взрослый сам дотрагивается до песка, пересыпает его, разглаживает по поверхности панели и делится с ребенком своими ощущениями («Какой приятный песок, он мягкий, прохладный, легкий, его очень приятно трогать.» и т. д.).

Когда ребенок заинтересуется, следует дотронуться до его ладони рукой, которая была в песке. На ней останется часть песка, и ребенок сможет его ощутить. Затем, знакомить ребенка с РАС с новыми тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Следующий шаг, который нужно сделать, заключается в том, чтобы научить ребенка с РАС ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время аутичный ребенок при помощи взрослого сможет составлять отпечатками рук различные рисунки. Параллельно с этим важно помогать ребенку с РАС делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.

Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

После обучения ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки.

Как только ребенок перестанет бояться новых ощущений, можно показать ему любую фигурку, которая его заинтересует и спрятать ее в песочницу, слегка присыпав песком (не закапывая глубоко, ребенок с РАС может переключиться на другой предмет и забыть о том, что что-то спрятали). Как правило, ребенок заинтересуется предметом и возьмет его.

Благодаря песочнице, с ребенком с РАС можно изучать различные явления, предметы, окружающий мир. Пример занятия по изучению природы: рисуем в песочнице цветок (либо кладем фигурку цветка) предлагаем ребенку его «полить», посыпав его песочным дождем. Это необходимо сопровождать элементарным коротким рассказом: «Это цветок. Он не может выжить без воды, без нее он засохнет. Чтобы ему помочь, нам с тобой нужно его полить дождиком. Зачерпни в лопатку (если ребенок не боится брать песок в ладонь, то в ладошку) песок и посыпь на цветочек. Смотри, он распустился (если цветок был нарисован, то следует подрисовать к нему распустившийся бутон, если фигурка, то положить сверху заранее приготовленный цветок). Так ребенок лучше запомнит то, что вы ему рассказываете.

После, можно приступать к изучению овощей. Для этого нужны карточки с овощами или их муляжи. Ребенку предлагается насыпать песок на панель и нарисовать граблями полоски. Взрослый объясняет ребенку, что это огород. На нем сажают овощи. Сначала мы сажаем семечку (для этого можно использовать небольшие бусинки, но бусинки не должны быть слишком маленькими, чтобы ребенок смог после игры их отыскать, а из семечки вырастает морковь (кладем карточку с морковью на место, где закапана семечка). Сажаем еще семечку, из нее вырастает помидор. Сажаем еще семечку, вырастает огурец и т. д.

Аналогично мы сажаем в песочнице фрукты и ягоды. Но для того, чтобы у ребенка было правильное восприятие фруктов и ягод, сначала на песке рисуем дерево, а на него кладем карточку с фруктами и ягодами и объясняем, что это сад.

После того, как были изучены овощи, фрукты и ягоды, начинаем изучение животных. Ребенок насыпает песок, распределяет его по поверхности панели, а на нем мы оставляем следы животных. Для этого берем фигурки животных и предлагаем ребенку «походить» ими по панели. Затем начинаем отслеживать по следам, кто где стоит. Называем ребенку животное, к которому привели следы.

Первыми изучаем домашних животных. Можно предложить ребенку нарисовать домики для каждого животного, поставить туда фигурки и назвать ребенку животное, затем домика, в котором живет («Это собака. Собака живет в будке», «Это курица. Курица живет в курятнике» и т. д.)

Сформировав представления ребенка о домашних животных, приступаем к изучению диких. Затем птиц, водных обитателей.

При помощи этих простых нехитрых упражнений у ребенка развивается восприятие, расширяется кругозор и словарный запас, воображение и мышление.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов и родителей «Песочная терапия как метод работы детей с РАС»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 12:11
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД