Екатерина Жаркова
Рекомендации для педагогов и родителей «Песочная терапия как метод работы детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие ученые подтверждают, что песочная терапия полезна для особых детей, в том числе и детей с РАС. На личном опыте я пришла к выводу, что данная методика действительно полезна для развития аутичных детей.
Сначала поговорим о требованиях к песочнице. Она должна быть не слишком большая, но и не слишком маленькая. Обычно используется деревянный поднос синего цвета, стандартный размер – 50х70х8 см. В него насыпается такое количество песка, которое сможет прикрыть дно на 2-3 см. Иногда вместо кинетического песка используется манка.
Публикация «Рекомендации для педагогов и родителей „Песочная терапия как метод работы детей с РАС“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Для того, чтобы начать игру в песочнице с ребенком с РАС, требуется сначала познакомить его с новыми ощущениями. Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу начнет играть в песке. В начале занятий, взрослый показывает, что песок приятный и хороший, что его не стоит бояться. Для ребенка с РАС песок — новое сенсорное ощущение. Подходить к занятию в песке нужно осторожно, не пугая этим ребенка. Взрослый сам дотрагивается до песка, пересыпает его, разглаживает по поверхности панели и делится с ребенком своими ощущениями («Какой приятный песок, он мягкий, прохладный, легкий, его очень приятно трогать.» и т. д.).
Когда ребенок заинтересуется, следует дотронуться до его ладони рукой, которая была в песке. На ней останется часть песка, и ребенок сможет его ощутить. Затем, знакомить ребенка с РАС с новыми тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
Следующий шаг, который нужно сделать, заключается в том, чтобы научить ребенка с РАС ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время аутичный ребенок при помощи взрослого сможет составлять отпечатками рук различные рисунки. Параллельно с этим важно помогать ребенку с РАС делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.
Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.
После обучения ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки.
Как только ребенок перестанет бояться новых ощущений, можно показать ему любую фигурку, которая его заинтересует и спрятать ее в песочницу, слегка присыпав песком (не закапывая глубоко, ребенок с РАС может переключиться на другой предмет и забыть о том, что что-то спрятали). Как правило, ребенок заинтересуется предметом и возьмет его.
Благодаря песочнице, с ребенком с РАС можно изучать различные явления, предметы, окружающий мир. Пример занятия по изучению природы: рисуем в песочнице цветок (либо кладем фигурку цветка) предлагаем ребенку его «полить», посыпав его песочным дождем. Это необходимо сопровождать элементарным коротким рассказом: «Это цветок. Он не может выжить без воды, без нее он засохнет. Чтобы ему помочь, нам с тобой нужно его полить дождиком. Зачерпни в лопатку (если ребенок не боится брать песок в ладонь, то в ладошку) песок и посыпь на цветочек. Смотри, он распустился (если цветок был нарисован, то следует подрисовать к нему распустившийся бутон, если фигурка, то положить сверху заранее приготовленный цветок). Так ребенок лучше запомнит то, что вы ему рассказываете.
После, можно приступать к изучению овощей. Для этого нужны карточки с овощами или их муляжи. Ребенку предлагается насыпать песок на панель и нарисовать граблями полоски. Взрослый объясняет ребенку, что это огород. На нем сажают овощи. Сначала мы сажаем семечку (для этого можно использовать небольшие бусинки, но бусинки не должны быть слишком маленькими, чтобы ребенок смог после игры их отыскать, а из семечки вырастает морковь (кладем карточку с морковью на место, где закапана семечка). Сажаем еще семечку, из нее вырастает помидор. Сажаем еще семечку, вырастает огурец и т. д.
Аналогично мы сажаем в песочнице фрукты и ягоды. Но для того, чтобы у ребенка было правильное восприятие фруктов и ягод, сначала на песке рисуем дерево, а на него кладем карточку с фруктами и ягодами и объясняем, что это сад.
После того, как были изучены овощи, фрукты и ягоды, начинаем изучение животных. Ребенок насыпает песок, распределяет его по поверхности панели, а на нем мы оставляем следы животных. Для этого берем фигурки животных и предлагаем ребенку «походить» ими по панели. Затем начинаем отслеживать по следам, кто где стоит. Называем ребенку животное, к которому привели следы.
Первыми изучаем домашних животных. Можно предложить ребенку нарисовать домики для каждого животного, поставить туда фигурки и назвать ребенку животное, затем домика, в котором живет («Это собака. Собака живет в будке», «Это курица. Курица живет в курятнике» и т. д.)
Сформировав представления ребенка о домашних животных, приступаем к изучению диких. Затем птиц, водных обитателей.
При помощи этих простых нехитрых упражнений у ребенка развивается восприятие, расширяется кругозор и словарный запас, воображение и мышление.