Папки-передвижки

Рекомендации для педагогов и родителей «Подготовка руки ребенка к письму».

Анна Офицерова
Рекомендации для педагогов и родителей «Подготовка руки ребенка к письму».

Рекомендации для педагогов и родителей.

«Подготовка руки ребенка к письму»

Для успешной учёбы будущего первоклассника одного желания недостаточно. Не все знают, что грамотное письмо зависит от чёткого взаимодействия уха, языка, глаз и руки. Сбой в одном звене этой цепочки приводит к нарушению письменной речи.

Ухо звук определит,

Язычок проговорит,

Глаз увидеть букву сможет и

Руке писать поможет!

Публикация «Рекомендации для педагогов и родителей „Подготовка руки ребенка к письму“,» размещена в разделах

Что же такое письмо? Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц всей руки. Овладение навыком письма это длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Зависит это от психофизиологических особенностей детей 5-7 лет и от самого процесса письма в целом.

У детей в этом возрасте слабо развиты мышцы рук, несовершенна координация движений. Трудна для детей и ориентация в пространстве – верх, низ, лево, право, около, внутри, под, над.

При отработке навыков письма необходимо обращать особое внимание на координацию движений руки, посадку детей, используемые ручки и карандаши; на одинаковый размер букв, расстояние между словами, ориентацию при письме в тетради в клетку.

Чтобы подготовить ребенка к овладению навыкам письма, необходимо педагогам и родителям уделять особое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Стоит отметить, что задания должны проводиться систематично, целостно, доступно. Не следует забывать и о возрастных особенностях детей. Ребенок должен видеть свой результат, радоваться своим новым достижениям и успехам.

Я предлагаем ряд упражнений, которые позволят развить качества, необходимые ребенку для овладения письмом :

• Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Можно использовать несколько событий, сменяющих друг друга, дополняя различными мелкими предметами-атрибутами. Чаще всего пальчиковую гимнастику надо использовать при подготовке к началу письма. По времени затяжной гимнастика быть не должна.

• Занятия с пластилином. Пластилин – любимый материал для творчества детей. Это благодатный материал для развития мелкой моторики, пространственного мышления, зрительной памяти. Ребята обожают мять, раскатывать, месить эту податливую массу. Сейчас пластилин выпускают с приятным запахом, более мягкой и приятной консистенции, разнообразных оттенков.

• Работа с ножницами. Начинать лучше с нарезания полосок. Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Все вырезанные детали необходимо использовать в аппликациях. Не стоит забывать и об основных правилах безопасности при работе с ножницами: - Ножницы нельзя брать без разрешения. - Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить. - Ножницы нельзя оставлять в открытом виде. - Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится. - Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед. - Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх. - Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться. - Ножницами нельзя вырезать на ходу.

• Игры с мозаикой разного размера. Цель игры - развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне.

• Игры с бусинами, пуговицами, крупой, мелкими предметами. Перебирая и захватывая пальцами маленькие предметы, ребенок учится координировать работу различных систем организма. При выполнении самых обычных движений участвует мышечная, зрительная, нервная, костная системы. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Можно их сортировать по цветам, размеру, использовать совочки, воронки. Выкладывать разные силуэты, буквы, цифры, геометрические фигуры.

• Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно меняется со степенью развития пальцев рук. Незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности. Цель игры: научить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук, внимание, закрепить цвет, развивать усидчивость и терпение.

• Занятия с конструктором разного диаметра, закручивание гаек, шурупов. Детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, пластинам, яркие цвета различной мозаики, объемность и многогранность конструктора «Лего», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», счетные палочки, спички и т. д. Безграничная фантазия ребёнка, стремление и возможность сделать своими руками поднимает у детей не только самооценку, но и на прямую влияют на развитие мелкой моторики, а следовательно на письмо ребенка.

• Рисование различными графическими материалами (ручка, простой и цветной карандаш, краски, восковые мелки, мел, гуашь, уголь, рисование ватными палочками, пальцем и т. д.). Дети понимают, что нажим на бумагу тем или иным материалом должен быть разным.

• Работа с бумагой (оригами, аппликации, плетение). Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетов, лягушек и других игрушек из бумаги. Так же дети любят рвать и мять бумагу для определенных поделок. Обращать внимание на приемы сгибания и складывания бумаги. Дать общие представления о видах бумаги – газетная, рисовальная, писчая, оберточная.

• Графические упражнения. Штриховка. Диктанты по клеточкам. Рисование линий, фигурных дорожек, соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Штриховки с различным направлением движения руки. Рисование по точкам. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

• Раскрашивание картинок. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

• Игры с ниткой. Эта игра влияет на нервную систему ребенка, успокаивает его после активных игр, где ребенок перевозбужден. Можно предложить ребенку перемотать нитку из одного клубочка в другой, наматывать нитку на карандаш на себя и от себя. Так же детям нравится делать различные плоскостные фигурки из ниток.

К концу года дети должны :

1. Знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка и положение рук при письме, положение ручки, тетради)

2. Выполнять штриховку, рисовать по клеточкам, соблюдая правила.

3. Ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

4. Уверенно пользоваться ножницами.

5. Изготовлять простые фигурки из бумаги путем складывания и сгибания.

6. Раскрашивать картинки, не оставляя белых пробелов

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей «ПервоКлассная подготовка»Круглый стол для родителей «ПервоКлассная подготовка» Стало хорошей традицией проводить Круглые столы «Первоклассная подготовка» в нашем детском саду № 99 города Таганрога совместно с педагогами.

Почему важна подготовка к школе? 1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка. 2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов и родителей «Подготовка руки ребенка к письму».
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 22:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД