Юлия Владимировна Промисанова
Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это очень важный период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Если обратиться к проблеме патриотического воспитания это можно считать продолжением традиции, заложенной выдающимися учеными – педагогами : К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым и др.
Публикация «Рекомендации для педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Каждое время рождает своих героев Мы, педагоги, должны помчь появиться этим героям нашего времени и воспитывать настоящих патриотов России.
Кого же можно назвать патриотом?
Психологи и педагоги считают, что чувства детей наиболее быстро развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству. У детей старшего дошкольного возраста формируется уже начала сложных чувств, например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.
Нравственное развитие ребенка в большей степени зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с эстетическими эталонами.
Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнения ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.
Дошкольный возраст – это возраст становления основ личности, имеет свои возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относиться чувство патриотизма. Если патриотизм представить, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенока еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему – то, быть ответственным уже в любом деле.
В возрасте от 3-6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Перед тем, как ребенок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживать человеческому чувству.
Сочувствовать – это понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развить способность ребенка к сопереживанию и к переживанию.
Для развития у ребенка способности сопереживать и сочувствовать существует многообразие игр, беседы таких как: «Добро и зло», «Друг в беде не бросит», «Друг заболел», «Уроки вежливости», «Как понять другого человека»…
Мы говорим о развитии всей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, трудиться, бережно относиться к природе. На основе этого, можно предложить проблемные ситуации: «Я и другие», «Узнай себя», «Я с тобой не буду играть, так как ты плохой» и т. п.
Чтение и обсуждение сказок «Золушка» и «Дюймовочка»
Ребенок должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к трудящемуся человеку, воспитание и стремление трудиться на общую пользу. Чтобы воспитывать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни человека, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Воспитывая в детях положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем у них трудолюбие – важные моральные качества личности.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание ребенка дошкольного возраста. Благодаря этому разностороннему воспитанию, зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.
Гражданско – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Педагоги могут создать детям помощь в освоении мира социальных отношений, где мораль помогает удерживать ребенка в рамках норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, это осознанная необходимость.
Первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве – это нравственно – моральные качества личности. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно – патриотическим ценностям.
Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности следует иметь в виду, что воспитание гражданина – это значит воспитывать у ребенка любовь, привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; бережное отношение к родной природе и всему живому, вызвать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают ребенка с родным домом и ближайшим окружением.
Наша задача, как педагогов отобрать из полученных ребенком впечатлений, понятные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни, общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
У ребенка дошкольного возраста может вызвать интерес прежде всего места, где он родился и живет. Родная природа, любовь к родине, любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это формирует любовь к родному краю. Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающем, стремление ценить и беречь труд людей.
Здесь важны специально организуемые наблюдения за трудовой деятельность, умение привлечь их внимание к труду доходчиво, объяснить.
Созидательная сила труда открывается ребенку через участие в общественно – полезных делах. От того, как ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений, зависит становление личности. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине и заложить начала патриотических чувств.
Педагог помогает открыть Родину ребенку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Беседа на эту тему не сложна – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он поймет цену завоеванного для него счастья.
Быть гражданином России – это быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.
К этому всему можно подвести итоги, что фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.