Лучший педагог года

Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье

Лукина Елена Витальевна
Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье

Часто перед родителями стоит задача сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. Очень важно для воспитания и социализации ребенка развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у наших детей с трудом формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для их развития требуются специальные задания, которые способствуют формированию умения произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Публикация «Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье» размещена в разделах

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая пища, затем он должен научиться держать кружку и пить из нее.

Ребенку следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Уберите хорошую посуду, которую вам жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, научите его сначала расстегивать большие, потом мелкие пуговицы, правильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде «зад» и «перед», изнаночную и лицевую стороны, в обуви – правый и левый ботинки, долго не могут научиться застегивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти навыки следует тренировать в игровой деятельности. А после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремление к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень неловок и медлителен. Не сердитесь на него. Наберитесь терпения, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Ребенка следует, как можно раньше приучить к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить одежду на стул, поставить тапочки около кровати, а перед этим убрать игрушки, книжки, игры на место.

Формирование навыков самообслуживания у детей является жизненной необходимостью и важным этапом в развитии их самостоятельности в повседневной жизни. Обучение таким навыкам не происходит самопроизвольно, а представляет собой пошаговую систему, преимущество которой состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка определенному навыку.

Основными уровнями помощи взрослого (родителей) для формирования навыков самообслуживания являются:

- Совместное действие взрослого, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой, взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.

- Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам). Взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле родителя. Например, ребенок сам доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как взрослый наполнил ее.

- Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую словесную инструкцию взрослого. Например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке.

Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Советы для родителей :

1. Никогда не пытайтесь сделать за ребенка все сами, не лишайте его самостоятельности при выполнении конкретного действия.

2. Создавайте мотив и постоянно его подкрепляйте. Например, «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки) и пойдем пускать пузыри».

3. Ставьте перед ребенком задачу и терпеливо ждите ее выполнения, побуждая при этом к действию словами и жестами.

4. Создавайте четкие пространственные и временные границы. Например, «В прихожей одеваемся, а покричать можешь в соседней комнате» или «15 минут играешь, а потом идешь одеваться».

5. Отрабатывайте навыки в другой ситуации, меняйте стереотип. Например, обучать есть ложкой вне дома: в гостях, в компании других детей и т. д. Это дает возможность ребенку наблюдать за тем, как едят другие дети, включается механизм подражания.

6. Ознакомьте всех членов семьи с тем, какой шаг отрабатывает ребенок сейчас, какой вид помощи ему необходим, какие действия ребенок уже может самостоятельно совершать.

Важным является овладение навыками самообслуживания и правилами поведения в быту, а именно:

•гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

навыки культуры еды;

навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Здесь необходимо решать следующие задачи:

-Формировать навык умывания.

-Учить детей правильно пользоваться туалетом, выходить из туалета одетыми, самостоятельно использовать туалетную бумагу.

-Учить детей мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

-Формировать у детей навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

-Учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды.

-Учить детей пользоваться носовым платком.

-Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

- Приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.

-Знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

-Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

Главное в любом воспитательном действии - это последовательность, системность и взаимодействие всех членов семьи в решении поставленных задач.

Соблюдение единства требований семьи и школы, только совместные усилия, создадут условия для формирования необходимых для ребенка навыков в быту.

Публикации по теме:

Использование игровых форм обучения детей с УУО по формированию элементарных математических представлений Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей.

Презентация «Характеристика умений и навыков, необходимых для лечения детей на специальных медицинских аппаратах» Характеристика умений и навыков, необходимых для лечения на специальных медицинских аппаратах Теория и практика показывает, что лечение.

Консультация для родителей «Здоровье в порядке — спасибо зарядке. Рекомендации по формированию полезной привычки» Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка – Чтобы силу развивать И весь день не уставать. Пожалуй, нет такого человека, который бы.

Методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников Методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков дошкольников. «Дома играем – речь развиваем» В последнее.

Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у детей Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей. Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая.

Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей При выходе из дома: · если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите,.

Рекомендации для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей,.

Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей. 1. Пополняйте запас знаний ребёнка об окружающем мире (беседы на различные.

Рекомендации для родителей по развитию памяти детей Рекомендации для родителей гиперактивных детей 1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет.

Рекомендации для родителей по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию подборку рекомендаций для родителей по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей по формированию и развитию жизненно-необходимых навыков у детей с УУО в семье
Опубликовано: 30 мая 2018 в 06:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД