Приложение МААМ

Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию

Екатерина Власова
Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка»

350078, г. Краснодар, ул. Тургенева № 146, тел. /факс (861) 220-57-51, 220-45-07

E-mail : detsad228@kubannet.ru

Рекомендации для воспитателей

по заполнению

педагогического представления

на ребенка

на психолого-медико-педагогическую комиссию

Составители:

Е. С. Власова учитель-логопед

Е. Е. Кондрашова учитель-логопед

2013

Публикация «Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию» размещена в разделах

От авторов

Данные рекомендации разработаны в помощь воспитателям групп по заполнению педагогического представления на детей.

В работе предоставлено краткое описание речевых нарушений по классификации Р. Е. Левиной (общее недоразвитие речи I, II, III – уровней, а так же варианты заполнения характеристики на ребёнка. Это позволяет педагогу адекватно и верно оценить уровень развития воспитанника, грамотно сформулировать и описать результаты педагогического обследования.

Рекомендации адресованы воспитателям.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р. Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина»«машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения — ударение, количество слогов, интонацию и т. д. («тутя»«рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа»«кофта», «свитер» и т. д.).

Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т. е. неязыковых) средств — жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т. д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины, составленного по наводящим вопросам логопеда : «Маня. Вика. Бика. Сены. Сены. Вика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др., грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки», мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т. д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Дети с 1-ым уровнем речевого развития получают Логопедическую помощь с 2,5 — 3-летнего возраста в специализированных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тена ника.»«Дай желтую книгу.», «Де кася ися асом.»«Дети красят листья карандашом.» и т. д.) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол, «синя каландас» (синий карандаш, «де юка» (две руки) и т. д.

Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи.»«Утка лежит под стулом.»; «Асик ези таи.»«Мячик лежит на столе.» и т. д. Однако по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «за» и т. д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т. д.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил»«не налил», относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной»«грибы», вместо «лисий»«лиска» и пр., существительных со значением действующего лица «молочница»«где пьют молоко») и т. д.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед»«велосипед», «китити»«кирпичи»).

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», Паша В. испытывал трудности при передаче их последовательности и содержания: «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт». («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят»).

Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста в специальных группах со сроком обучения 3 года.

3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов («в», «на», «под» и т. д.).

В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т. д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола»«встал из стола» и т. д.). На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение данной категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка»«горшочный», «человек, который дома строит»«доматель» и пр., использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик»«мой-чик»; вместо «лисья»«лисник» и пр.). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению зву-ко-слоговой организации производного (т. е. вновь образованного) слова, вместо «нарисовал»«са-явал», вместо «мойщик»«мынчик» и т. д. Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина»«сумка», вместо «перчатки»«эти, на руки которые» и т. д.).

Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод»«водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию»«икусавод паводит икуси» и т. д.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т. д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, Дима К. составил следующий рассказ по серии картин «Зимние развлечения» : «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»)».

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года.

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР I

Общие сведения о ребенке :

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

- не сформированы

-снижены

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

- сформированы по возрасту

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы не усваивает

- материал программы усваивает с трудом

Развитие речи:

- речь состоит звуко-комплексов,

- речь состоит из звуко-комплексов, звукоподражаний,

- речь состоит звуко-комплексов, лепетных слов.

Математика: математические навыки не сформированы

ИЗО: навыки ИЗО деятельности не сформированы

Заключение педагога :

- программный материал не усваивает

- программный материал усваивает с трудом

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР II

Общие сведения о ребенке :

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

-снижены

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена

- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук

недостаточно сформирована.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы усваивает с трудом

Развитие речи:

- на вопросы отвечает однословно

- простым предложением из двух, трех слов

- затрудняется в пересказе и составлении рассказов даже с помощью

Педагога

- стихи не запоминает, запоминает с трудом

Математика: математические навыки

- владеет счетом в пределах (не владеет)

- геометрические фигуры (различает, путает)

- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины)

ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии

формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования, затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно, цвета основные не различает, путает, различает.

Заключение педагога :

- программный материал усваивает с трудом

- программный материал не полностью

- знания по программному материалу снижены, значительно снижены

ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР III

Общие сведения о ребенке :

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:

- в пределах возрастной нормы

-соответствуют возрасту

Навыки самообслуживания:

- в стадии формирования

- сформированы

- соответствуют возрасту

Моторная ловкость:

- нарушена

- объем движений неполный, неполный; мелкая моторика нарушена,

развита по возрасту; ребенок быстро утомляется

- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук

недостаточно сформирована, нарушена, соответствует возрастной

норме.

Занятия и навыки по программному материалу:

По какой программе занимается:

- указать программу

- материал программы усваивает с трудом, усваивает.

Развитие речи:

- рассказ составляет по наводящим вопросам, его связность резко

нарушена. (если у логопеда написано связная речь не сформирована)

- затрудняется в составлении рассказов, пересказов; отмечаются

пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые

несоответствия (если у логопеда написано связная речь фразовая

аграмматичная)

- стихи не запоминает, запоминает с трудом

Математика: математические навыки

- владеет счетом в пределах (не владеет)

-порядковый и боратный счет…

- геометрические фигуры (различает, путает)

- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины,

сравнивает предметы величины)

- временные понятия (путает,называет)

ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии

формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования; затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно; цвета основные, оттеночные не различает, путает, не использует различные цвета и оттенки, различает. При закрашивании не регулирует нажим на карандаш.

Заключение педагога :

- программный материал усваивает не полностью

Примечание: При НСЯ заключение педагога – программный материал ребенок не усваи

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию
Опубликовано: 29 мая 2013 в 19:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Власова (УИ 74010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД