Екатерина Власова
Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка»
350078, г. Краснодар, ул. Тургенева № 146, тел. /факс (861) 220-57-51, 220-45-07
E-mail : detsad228@kubannet.ru
Рекомендации для воспитателей
по заполнению
педагогического представления
на ребенка
на психолого-медико-педагогическую комиссию
Составители:
Е. С. Власова учитель-логопед
Е. Е. Кондрашова учитель-логопед
2013
Публикация «Рекомендации для воспитателей по заполнению педагогического представления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
От авторов
Данные рекомендации разработаны в помощь воспитателям групп по заполнению педагогического представления на детей.
В работе предоставлено краткое описание речевых нарушений по классификации Р. Е. Левиной (общее недоразвитие речи I, II, III – уровней, а так же варианты заполнения характеристики на ребёнка. Это позволяет педагогу адекватно и верно оценить уровень развития воспитанника, грамотно сформулировать и описать результаты педагогического обследования.
Рекомендации адресованы воспитателям.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК.
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р. Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:
1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» — «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения — ударение, количество слогов, интонацию и т. д. («тутя» — «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» — «кофта», «свитер» и т. д.).
Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т. е. неязыковых) средств — жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т. д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины, составленного по наводящим вопросам логопеда : «Маня. Вика. Бика. Сены. Сены. Вика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др., грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки», мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т. д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Дети с 1-ым уровнем речевого развития получают Логопедическую помощь с 2,5 — 3-летнего возраста в специализированных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тена ника.» — «Дай желтую книгу.», «Де кася ися асом.» — «Дети красят листья карандашом.» и т. д.) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол, «синя каландас» (синий карандаш, «де юка» (две руки) и т. д.
Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи.» — «Утка лежит под стулом.»; «Асик ези таи.» — «Мячик лежит на столе.» и т. д. Однако по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «за» и т. д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.
По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т. д.
Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» — «не налил», относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» — «грибы», вместо «лисий» — «лиска» и пр., существительных со значением действующего лица «молочница» — «где пьют молоко») и т. д.
Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении слов из двух-трех и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» — «велосипед», «китити» — «кирпичи»).
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», Паша В. испытывал трудности при передаче их последовательности и содержания: «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт». («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят»).
Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста в специальных группах со сроком обучения 3 года.
3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов («в», «на», «под» и т. д.).
В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т. д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» — «встал из стола» и т. д.). На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение данной категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» — «горшочный», «человек, который дома строит» — «доматель» и пр., использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» — «мой-чик»; вместо «лисья» — «лисник» и пр.). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению зву-ко-слоговой организации производного (т. е. вновь образованного) слова, вместо «нарисовал» — «са-явал», вместо «мойщик» — «мынчик» и т. д. Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина» — «сумка», вместо «перчатки» — «эти, на руки которые» и т. д.).
Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например «водопроводчик чинит водопровод» — «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» — «икусавод паводит икуси» и т. д.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т. д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звукослогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, Дима К. составил следующий рассказ по серии картин «Зимние развлечения» : «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»)».
Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года.
ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР I
Общие сведения о ребенке :
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:
- не сформированы
-снижены
Навыки самообслуживания:
- в стадии формирования
- сформированы по возрасту
Моторная ловкость:
- нарушена
- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена.
Занятия и навыки по программному материалу:
По какой программе занимается:
- указать программу
- материал программы не усваивает
- материал программы усваивает с трудом
Развитие речи:
- речь состоит звуко-комплексов,
- речь состоит из звуко-комплексов, звукоподражаний,
- речь состоит звуко-комплексов, лепетных слов.
Математика: математические навыки не сформированы
ИЗО: навыки ИЗО деятельности не сформированы
Заключение педагога :
- программный материал не усваивает
- программный материал усваивает с трудом
ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР II
Общие сведения о ребенке :
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:
-снижены
Навыки самообслуживания:
- в стадии формирования
Моторная ловкость:
- нарушена
- объем движений неполный, мелкая моторика нарушена
- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук
недостаточно сформирована.
Занятия и навыки по программному материалу:
По какой программе занимается:
- указать программу
- материал программы усваивает с трудом
Развитие речи:
- на вопросы отвечает однословно
- простым предложением из двух, трех слов
- затрудняется в пересказе и составлении рассказов даже с помощью
Педагога
- стихи не запоминает, запоминает с трудом
Математика: математические навыки
- владеет счетом в пределах (не владеет)
- геометрические фигуры (различает, путает)
- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины)
ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии
формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования, затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно, цвета основные не различает, путает, различает.
Заключение педагога :
- программный материал усваивает с трудом
- программный материал не полностью
- знания по программному материалу снижены, значительно снижены
ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ОНР III
Общие сведения о ребенке :
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация:
- в пределах возрастной нормы
-соответствуют возрасту
Навыки самообслуживания:
- в стадии формирования
- сформированы
- соответствуют возрасту
Моторная ловкость:
- нарушена
- объем движений неполный, неполный; мелкая моторика нарушена,
развита по возрасту; ребенок быстро утомляется
- движения недостаточно координированы, мелкая моторика пальцев рук
недостаточно сформирована, нарушена, соответствует возрастной
норме.
Занятия и навыки по программному материалу:
По какой программе занимается:
- указать программу
- материал программы усваивает с трудом, усваивает.
Развитие речи:
- рассказ составляет по наводящим вопросам, его связность резко
нарушена. (если у логопеда написано связная речь не сформирована)
- затрудняется в составлении рассказов, пересказов; отмечаются
пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые
несоответствия (если у логопеда написано связная речь фразовая
аграмматичная)
- стихи не запоминает, запоминает с трудом
Математика: математические навыки
- владеет счетом в пределах (не владеет)
-порядковый и боратный счет…
- геометрические фигуры (различает, путает)
- понятие величины (затрудняется в различении понятий величины,
сравнивает предметы величины)
- временные понятия (путает,называет)
ИЗО: навыки ИЗО деятельности (не сформированы, в стадии
формирования, графические навыки не сформированы, графические навыки в стадии формирования; затрудняется в использовании ножниц, ножницами пользуется неуверенно; цвета основные, оттеночные не различает, путает, не использует различные цвета и оттенки, различает. При закрашивании не регулирует нажим на карандаш.
Заключение педагога :
- программный материал усваивает не полностью
Примечание: При НСЯ заключение педагога – программный материал ребенок не усваи