Приложение МААМ

Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР

Раиса Салимгалеева
Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа по устранению нарушений речи у дошкольников с ЗПР основывается на следующих принципах:

1 Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов.

2. Взаимосвязь развития речи и моторики.

3. Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению (постепенный переход от конкретного к абстрактному, формирование процессов генерализации).

4. Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.

Публикация «Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

5. Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому [1]).

6. Онтогенетический принцип.

7. Комплексный и системный подход.

8. Положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств.

9. Принцип дифференцированного подхода.

10. Принцип учета ведущей деятельности.

При коррекции речи у дошкольников с ЗПР необходимо придерживаться следующих направлений работы:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Педагог в процессе развития детей на специальных занятиях должен постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков.

Педагог должен привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.

По мнению исследователей Н. Ю. Боряковой [2], Г. Н. Рахмаковой [3], необходимо формировать навыки звукового анализа. Педагог должен фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможность смысловой связи между словами, своевременно предупреждать неточное или неправильное произнесение определенного слова, реагировать на него, следует упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах, применять сюжетные и предметные картинки, практическую деятельность.

Необходимо обратить внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, научить сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов, упражнять детей в образовании слов с заданным смысловым признаком построения предложений из определенного набора слов, по заданной схеме, предметно-практической демонстрации и др.

Согласно исследованиям В. И. Лубовского [4], несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи у детей с ЗПР длителен и сопровождается многими трудностями.

Необходимо обратить внимание:

1. На целенаправленное обучение построения связного высказывания на подготовительном уровне для создания базы для дальнейшей работы.

2. На развитие представлений о слове и предложении (составление предложений из 2-3 слов) с опорой на предметные картинки с помощью установления связи между словами в предложении.

3. На формировании практических представлений в связном высказывании, для чего используются сравнения: рассказа и набора не связанных друг с другом предложений, рассказа и отдельной его части, рассказа и набора слов из него.

Систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи детей с ЗПР, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями (Н. А. Цыпина [5]).

Чрезвычайно важно приучать детей дошкольного возраста с ЗПР точности в употреблении слов. Приемы работы над расширением словарного запаса, уточнения представлений учащихся бывают такими:

1. Всему коллективу группы предлагается подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или качество предмета.

2. Педагог называет несколько качеств, признаков какого-либо предмета, явления, дети должны догадаться о том, что это за предмет и назвать его.

3. Педагог начинает рассказ, а дети его заканчивают.

4. Подбор слов, подходящих к таким явлениям, как дождь, ветер, снег, метель, шторм и т. д.

Можно сделать вывод, что для успешной коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития нужно придерживаться принципов психологического воздействия и основных направлений работы по коррекции речи. Существуют различные приемы по развитию различных компонентов речи у детей данной категории, также развитию речи способствует применение разнообразных игр и упражнений.

Литература

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лань, 2018. – 656 с.

2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М. : АСТ; Астрель, 2018. – 130 с.

3. Рахмакова Г. Н. Формирование умения построения предложений в речи детей с задержкой психического развития [Текст] : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Г. Н. Рахмакова. – Москва, 2015. – 229 с. : ил.

4. Лубовский В. И. Специальная психология [Текст] : Учебное пособ. в 2-ух ч. Ч. 1 / В. И. Лубовский. – М. : Юрайт, 2017. – 428 с.

5. Цыпина Н. А., Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2017. – 224 с.

6. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р. Е. Левиной - М., 2016. - 256 с.

7. 10. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ, Астрель, 2015. – 320 с.

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Поздравление в стихах педагогам от детей в День дошкольного работника Добрый день, уважаемые коллеги. Поздравляю всех с праздником. Предлагаю вашему вниманию поздравление в стихах для ваших коллег от детей.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 8 мая 2020 в 20:53
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагогам по коррекции речевых умений детей дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Салимгалеева (УИ 460477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД