Получи документы

Рекомендации по развитию ручной и артикуляторной моторики при коррекции стертой дизартрии

Лариса Николаевна Егорова
Рекомендации по развитию ручной и артикуляторной моторики при коррекции стертой дизартрии

Упражнения для развития кинестетической основы движения руки

1. Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

Публикация «Рекомендации по развитию ручной и артикуляторной моторики при коррекции стертой дизартрии» размещена в разделах

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой руки, большие пальцы при этом прижаты к кистям.

9. «Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

10. «Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

11. «Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

12. «Слон». Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона; большой палец и мизинец - задние ноги; вытянутый вперед средний палец – хобот.

13. «Приветствие». Кисть правой (левой) руки расположить вертикально. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.

14. «Крыша». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.

15. «Дом». Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

16. «Прилавок». Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие – прижать к ним.

17. «Цветок». Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

18. «Корень растения». Соединив кисти рук тыльной стороной, руки опустить вниз, пальцы развести.

Упражнения для развития кинетической основы движения руки

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений

1. Поочередно прикоснуться большими пальцами правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

5. «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.

6. Пальцы правой (левой) руки широко развести, удержать в течение 2-3 секунд.

7. «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередно постукивание пальцами по столу.

8. «Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку» (движения осуществляются, начиная с мизинца).

9. Непрерывно вести линию по нарисованному на листе бумаги лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа.

10. Скомкать пальцами правой (левой) руки лист бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

11. На столе раскладываются бусинки разного размера, но одинакового цвета (или одного размера, но одинакового цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки. Подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.

12. «Кулачки». Опереться локтями на стол. Сжать в кулак сначала пальцы правой руки, затем левой руки; разжать, расслабив кисть сначала одной, потом другой руки.

13. «Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7-10 раз.

14. «Футбол». Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами правой (левой) руки.

15. «Бегущие человечки». Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изображать бегущего человечка.

Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.

2. Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.

3. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.

4. Одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак, пальцы другой – соединять в кольцо.

5. Указательными пальцами вытянутых вперед рук одновременно описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: пальцем правой руки – по направлению часовой стрелки, пальцем левой – против часовой стрелки.

6. «Кулачки». Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти расслабить.

7. «Швейная машина». Одновременно правой рукой производить круговые движения в кисти и локте (подражая вращению колеса, левой рукой выполнять мелкие движения, характерные для работы иглы швейной машины. Затем поменять условия для работы иглы швейной машины. Затем поменять условия выполнения задания: левой рукой производить круговые задания: левой рукой производить круговые движения, правой – имитировать движения иглы.

8. Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

9. Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

10. «Веселые маляры». Синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем движения влево-вправо.

Упражнения для формирования кинестетической основы артикуляторных движений

Определение положения губ

1. Произнести звук (И) перед зеркалом и определить, как двигаются губы при его произнесении.

2. Произнести звук (У) перед зеркалом и определить. Как двигаются губы при его произнесении.

3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков (ИУ, (УИ) и определить последовательность движений губ при их произнесении.

4. Произнести звук (И) без зеркала и определить, какое движение совершают губы.

5. Произнести звук (У) без зеркала и определить какое движение совершают губы.

6. Произнести без зеркала сначала звук (И, затем звук (У) и определить, как двигаются губы при их произнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И) или (У).

8. Произнести слова, например: Ира, утро, иней, игры, умный и т. д. Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.

9. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и движение губ при его произнесении, например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т. д.

Определение положения кончика языка (поднят или опущен)

1. Произнести перед зеркалом звук (И) и определить положение кончика языка.

2. Произнести перед зеркалом звук (Д) и определить положение языка.

3. Произнести перед зеркалом последовательно звуки (И (Д) и определить, при произнесении какого звука кончик языка кончик языка опущен (поднят).

4. Произнести звук (И) без зеркала и определить положение кончика языка.

5. Произнести звук (Д) без зеркала и определить положение кончика языка.

6. Произнести без зеркала сначала звук (И, затем звук (Д) и наоборот и определить положение кончика языка при их произнесении.

7. Определить звук по беззвучной артикуляции последовательность звуков (И (Д, (Д (И).

8. Произнести слова, например: дом, иволга, дыня, дача, ива, дуга и т. д.

Определить, произнесение каких слов начинается с поднятого вверх (опущенного вниз) кончика языка.

Публикации по теме:

Гимнастика для пальцев рукГимнастика для пальцев рук Уважаемые коллеги, при длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения.

Комплекс пальчиковых игр Комплекс N 1 1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе). 2. Ладошка кулачок ребро (на счет «раз, два, три»). 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию ручной и артикуляторной моторики при коррекции стертой дизартрии
Опубликовано: 18 октября 2014 в 18:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД