Папки-передвижки

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Екатерина Козлова
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Воспитателю, так же, как и родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка : его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

Публикация «Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах

- Первое, что может сделать воспитатель – это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями – являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

- Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения можно использовать как материальные, так и моральные поощрения, отдавая предпочтение последним. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

К негативным методам воздействия (крик, одергивание, Наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

У гиперактивных детей преобладает непроизвольное внимание, им очень трудно сосредоточиться на монотонной, однообразной деятельности. Напротив, если занятие интересно, увлекательно, с элементами игры и прослеживаемым результатом, гиперактивному ребенку будет намного легче сохранять интерес к занятию, хотя даже в этом случае он может отвлекаться и проявлять двигательную активность. Умственная деятельность гиперактивного ребенка имеет цикличный характер, когда короткий период работоспособности (5-10мин.) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7мин.). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенку трудно быть сосредоточенным: он отвлекается, часто проявляя двигательную активность. Лучшей тактикой в этом случае, будет не фиксировать свое и его внимание на нарушении дисциплины, а помочь вернуться к материалу занятия, задав ему вопрос, приглашая к обсуждению.

При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку, воспитателю следует относиться к нему также, как и к остальным детям. Старайтесь не замечать мелкие шалости. Гиперопека приводит к усилению гиперактивности.

Гиперактивный ребенок испытывает большие трудности в коллективе сверстников: ребята отказываются с ним играть, т. к. ему трудно запомнить и соблюдать правила игры, он часто обижается и может вспылить. В этой ситуации без помощи воспитателя не обойтись : напомните правило, подскажите, как поступить. Акцент на положительных качествах и поступках поддержит авторитет ребенка среди сверстников. Создайте ситуации успеха, в которых гиперактивный ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

Второй необходимый шаг со стороны воспитателя – это установление конструктивного сотрудничества с родителями. Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.

Третьим важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие понятные правила, дополненные терпением и пониманием воспитателя, готового в нужный момент напомнить правило, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно научиться контролировать свое поведение.

Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремленным.

«Мой любимый непоседа»

Советы педагогам как работать с гиперактивными детьми

«Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют. С каждым годом их становится всё больше.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка, а помогала ему в усвоении правил поведения знаний, навыков.

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

Четыре направления в работе с гиперактивными детьми.

• Снятие напряжения и излишней двигательной активности.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда).

Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. У нас гиперактивные дети всегда сидят на занятиях за первым столом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт (“глаза в глаза“). Но вот нашему “урагану“ уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. “Непоседа“ успокаивается на какое-то время.

Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Мы прижимаем его к себе: «Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.

Во время прогулки, если наш “непоседа“ перевозбудился, мы вовлекаем его в лё гкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.

Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются. Мы всегда сидим рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.

Трнировка внимания. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно с ними проводить простые игры на развитие данных функций.

В этом хорошо помогают игры с правилами. Причём, игры и правила к ним придумываем сами, когда педагог, но чаще – ребёнок. Например: отбить о землю мяч, поймать его, хлопнуть в ладоши, поймать, снова отбить и т. д. Побеждает тот, кто не собьётся с ритма.

Вот пример ещё одной игры: добежать до противоположного конца площадки, 3-5 раз присесть и возвратиться. Как видим, и задания и правила просты, но и они часто вызывают затруднения. Но любая игра должна заканчиваться на положительной ноте. Ребёнку обязательно надо дать почувствовать, что прилагая определённые усилия, он может со всем справиться.

Хорошо также тренируют внимание такие игры, например «Назови всё деревянное», «Назови всё зелёное», «Найди признаки осени (зимы, весны, лета, «Море волнуется», «День и ночь», «Что изменилось», «Лабиринты», «Чем похожи, чем отличаются», «Найди лишнее», «Зоркий глаз», «Внимание, фотографируем» ( произносятся слова: «Внимание, фотографируем» и ребёнку показывается сюжетная картинка. Ребёнок её 3-5 секунд рассматривает. Картинка убирается. Ребёнок должен запомнить как можно больше предметов, изображённых на картинке.

Мы всегда призываем ребёнка с СДВГ поддерживать во всём порядок. Помним, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

Метод поучений и нотаций в данном случае не годится (ребёнку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Мы стараемся быть постоянно рядом с таким детьми.

Дети оделись на прогулку. Педагог: «Посмотрите внимательно на себя в зеркало, всё ли в порядке. Посмотрите друг на друга, помогите друг другу». Это с одной стороны воспитывает опрятность, с другой – тренирует внимание.

После прогулки мы часто привлекаем гиперактивного ребёнка к себе в помощники.

- «Вика, наведи порядок в своём шкафчике, а затем мы с тобой поможем другим детям навести в своих шкафчиках такой же отличный порядок, как у тебя».

Игрушки мы убираем с гиперактивным ребёнком вместе, при этом даём ему небольшие поручения. «Вика, ты сложи в коробку кубики, а я уберу машинки».

Следование за ребёнком. Гиперактивный ребёнок плывёт по течению. Мысли его хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Важно увидеть тот момент, когда “непоседу“ что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее. И мы вместе с ребёнком стареемся их как-то прокомментировать. Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.

2. Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно.

3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»

4. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

6. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.

7. Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.

8. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.

9. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.

10. Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.

11. Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.

12. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.

13. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

14. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

15. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

16. Избегать завышенных или заниженных требований.

17. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.

18. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

19. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

20. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

21. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

22. Задать неожиданный вопрос.

23. При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать»Рекомендации для родителей по работе с детьми «Будем вместе мы играть, маму с папой развлекать» Познавательное развитие. Природа. «Мы идём на луг». Познакомить детей с особенностями луга, с отдельными растениями и с насекомыми. Воспитывать.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 11 мая 2021 в 08:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД